Общая информация об уплате платежей в бюджет и их возврат

Уплата платежей в республиканский и местные бюджеты осуществляется на основании представляемых плательщиками (юридическими (индивидуальными предпринимателями) и физическими лицами) в банк платежных инструкций по выбору:

в безналичном порядке путем перечисления (списания) денежных средств со счетов плательщиков, через* системы дистанционного банковского обслуживания и объекты программно-технической инфраструктуры банка, системы расчетов;

наличными денежными средствами (посредством банковской платежной карточки) в пунктах продаж и устройствах самообслуживания банка*.

С перечнем пунктов продаж, оказывающих услугу «Прием платежей от физических лиц», с режимом работы обслуживания клиентов можно ознакомиться на корпоративном сайте ОАО «АСБ Беларусбанк»;

с перечнем устройств самообслуживания банка.

Платежи в бюджет, подлежащие уплате посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее - АИС «Расчет», ПС ЕРИП) с использованием платежных инструментов, предусмотренных законодательством, определяются казначейством, государственным органом (организацией) согласно заключенного договора подключения к АИС «Расчет» (Открытое акционерное общество «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство»).

Платежи в бюджет, контроль уплаты за которыми возложен на налоговые органы, осуществляются посредством ПС ЕРИП (основание: Закон Республики Беларусь от 19.04.2022г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах»).

Факт уплаты платежа в бюджет посредством ПС ЕРИП подтверждается наличием в АИС «Расчет» информации о таком платеже. В качестве номера документа, подтверждающего уплату платежа в бюджет посредством АИС «Расчет», используется учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве. Информация о номере операции (транзакции) в ЕРИП предоставляется плательщику путем размещения ее в документе, подтверждающем совершение платежа (квитанция, карт-чек и др.).

Порядок оформления платежных документов на уплату платежей в бюджет регламентирован Инструкцией о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам, утвержденной постановлением Министерства финансов и Правления Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171, и Инструкцией о порядке исполнения местных бюджетов по доходам, утвержденной постановлением Министерства финансов и Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.12.2005 № 159/176.

Информацию о реквизитах, необходимых для уплаты платежа в бюджет, до плательщиков доводят государственные органы, иные организации и должностные лица, совершающие юридически значимые действия (административные процедуры).

При оформлении платежных документов на уплату платежей в бюджет обязательно указываются следующие реквизиты (перечень заполняемых реквизитов зависит от систем расчетов, посредством которых осуществляется перевод (платеж), согласно сценария оплаты**).

Код платежа в бюджет представляет собой пятизначное число «ХРРПП», в котором:

«Х» - вид платежа, принимающий следующие значения: 0 - основные платежи; 1 - пени; 2 - штрафы и суммы, доначисленные по актам проверок; 3 - проценты за пользование налоговым кредитом; 4 - возврат платежей; 5 - проценты за предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате платежей, в том числе проценты, взимаемые в соответствии с Таможенным кодексом ЕЭС и законодательством о таможенном регулировании; 6 - платежи по налоговому кредиту; 7 - платежи по отсрочке (рассрочке); 8 - возврат пеней; 9 - распределение доходов республиканского (местного) бюджета;

«РРПП» - код раздела и подраздела классификации доходов бюджета, установленной в приложении 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь».

Справочник кодов платежей в бюджет формируется Министерством финансов Республики Беларусь. С более подробной информацией можно ознакомиться на сайтах: Министерства финансов Республики Беларусь; Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Бенефициар - Министерство финансов Республики Беларусь (при переводе денежных средств на счет республиканского бюджета или единый счет) или наименование главного управления (при переводе денежных средств на транзитные счета), УНП;

Фактический бенефициар - наименование клиента казначейства (или наименование таможни, которая совершила либо будет совершать юридически значимые действия), осуществляющего контроль за уплатой платежа в бюджет, УНП.

В случае совпадения бенефициара и фактического бенефициара в одном лице реквизит не заполняется.

Информация о счетах является открытой в сети интернет и доступна при поиске на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь  на странице «Исполнение бюджета» _ «Счета бюджетов с 10 мая 2024 года» _ «Реквизиты счетов для зачисления платежей в республиканский бюджет», «Реквизиты счетов для зачисления платежей в местные бюджеты».

Плательщик - лицо, за счет денежных средств которого осуществляется платеж в бюджет;

Фактический плательщик - лицо, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате платежей в бюджет (в случае совпадения плательщика и фактического плательщика в одном лице реквизит «фактический плательщик» не заполняется) – наименование юридического лица либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица;

УНП плательщика/фактического плательщика – учетный номер плательщика, присвоенный уполномоченными органами Республики Беларусь (если у плательщика/фактического плательщика отсутствует информация об УНП, то для физических лиц резидентов Республики Беларусь указывается значение УНП «511111111», для юридических и физических лиц нерезидентов Республики Беларусь - «999999999»);

в отношении физического лица дополнительно указываются адрес его места жительства (пребывания), идентификационный номер (при его наличии) или данные документа, удостоверяющего личность физического лица (в случае если поле «УНП плательщика/фактического плательщика» принимает значение «511111111»);

в отношении юридического лица дополнительно указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, представляющего юридическое лицо, его должность.

Информация об УНП в отношении юридического лица резидента Республики Беларусь является открытой в сети интернет и доступна при поиске на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь через вкладку «Сервисы» в разделе «Государственный реестр плательщиков» _ Поиск ЮЛ и ИП; поиск УНП физического лица: nalog.gov.by/ Главная_ Сервисы_ Государственный реестр плательщиков _ Поиск физических лиц.

При оформлении платежных документов дополнительно указываются назначение платежа:

при уплате государственной пошлины - наименование объекта обложения государственной пошлиной;

при уплате сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь - номер регистрации предъявления товаров в пункте ввоза или номер разрешения на проезд автотранспортных средств иностранных государств по территории Республики Беларусь, выданного иностранному государству на проезд по территории Республики Беларусь;

при перечислении денежных средств от реализации обращенного в доход государства имущества - номер и дата акта описи и оценки обращенного в доход государства имущества;

номер и дата постановления о наложении административного взыскания и наименование органа (фамилия и инициалы должностного лица), вынесшего его (указываются при необходимости);

при уплате штрафа - номер и дата постановления о наложении административного взыскания и наименование органа (фамилия и инициалы должностного лица), вынесшего его;

при перечислении в бюджет платежей в связи с возбуждением исполнительных производств органами принудительного исполнения - номер и дата исполнительного производства.

При оформлении расчетных документов (извещений) на уплату платежей в бюджет обязанность правильного, достоверного и полного заполнения их реквизитов с учетом требований банковского и бюджетного законодательства возлагается на плательщика.

Возврат уплаченных платежей в бюджет осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства на основании:

письменного заявления плательщика, предоставляемое плательщиком по установленной форме в налоговый, таможенный или иной орган, принимающий решение о возврате платежа в бюджет), с приложением документов, подтверждающих уплату денежных средств в бюджет, документа, выдаваемого организацией, осуществляющей контроль за уплатой данного платежа;

извещения о технической ошибке банка, оформление (формирование) которого осуществляется непосредственно банком, совершившим такую ошибку (в рамках регламентированного порядка возврата денежных средств, перечисленных (зачисленных) ненадлежащему бенефициару, согласно гл. 27 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (в ред. постановления от 12.09.2022 № 339);

решения суда.

* При наличии технической возможности, в зависимости от системы расчета, посредством которой формируются платежные инструкции.

** Сценарий оплаты в ПС ЕРИП отличается от сценариев оплаты, определенных банком с учетом требований законодательства, при перечислении (списании) денежных средств со счетов плательщиков, при уплате наличными денежными средствами (посредством банковской платежной карточки) в кассах банка, через системы дистанционного банковского обслуживания и объекты программно-технической инфраструктуры банка, других систем расчетов.