Комплаенс-правила

КОМПЛАЕНС-ПРАВИЛА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»

В ОАО «АСБ Беларусбанк» комплаенс – это соблюдение Банком, работниками Банка требований международного, национального законодательства и локальных нормативных правовых актов по вопросам, касающимся стандартов и норм профессионального ведения бизнеса, управления конфликтом интересов, противодействия отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности, противодействия предполагаемым коррупционным и мошенническим действиям, а также иных установленных комплаенс-правил.

При организации процессов в области комплаенс Банк руководствуется следующими принципами и подходами: добросовестности; прозрачности; высокой деловой репутации; нетерпимости коррупции и мошенничества в любых проявлениях.

В рамках создания полноценной системы комплаенс в Банке на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на предотвращение и выявление ключевых элементов комплаенс-рисков, а также принимаются меры реагирования, направленные на их минимизацию и организацию мер по противодействию коррупции и мошенничеству; определение правил принятия и дарения подарков, получение иных выгод, соблюдение кодекса профессиональной этики работника банковского холдинга.

 

Противодействие коррупции и мошенничеству в ОАО «АСБ Беларусбанк»

В Банке разработана Политика по противодействию коррупции и мошенничеству в соответствии с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», Уставом Банка, локальными нормативными правовыми актами Банка в целях:

  • подтверждения приверженности Банка, его органов управления и работников принципам открытого и честного ведения бизнеса;
  • следования лучшим практикам корпоративного управления;
  • стремления к совершенствованию корпоративной культуры;
  • поддержания деловой репутации Банка на должном уровне.

Политика направлена на выявление коррупционных рисков и рисков совершения мошенничества, предупреждение коррупции и мошенничества в деятельности Банка и распространяется на всех участников банковского холдинга независимо от занимаемой должности, статуса и стажа их работы.

Основными задачами реализации Политики являются:

  • создание (совершенствование) системы и механизмов противодействия любым формам и проявлениям коррупции и мошенничества;
  • принятие мер, направленных на противодействие коррупции и мошенничеству, устранение причин и условий, порождающих коррупцию и мошенничество;
  • информирование работников Банка о требованиях антикоррупционного законодательства, принимаемых мерах по противодействию коррупции и мошенничеству;
  • минимизация риска вовлечения Банка, членов органов управления и работников (независимо от занимаемой должности) в мошенническую и коррупционную деятельность;
  • содействие в обеспечении прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Банка в целом;
  • своевременное определение коррупционных рисков, рисков совершения мошенничества и мер по их нейтрализации.

Лица, виновные в нарушении установленных требований, могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной и иной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Принятие и дарение подарков, получение иных выгод в ОАО «АСБ Беларусбанк»

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», в Банке разработаны Правила принятия и дарения подарков, получения иных выгод.

Установленные Правила определяют общие принципы и правила принятия от клиентов и прочих деловых партнеров и лиц подарков или иных выгод; общие принципы и правила дарения клиентам, деловым партнерам и иным лицам подарков; общие требования к участию работников банка в представительских мероприятиях.

Работникам запрещается:

получать или дарить подарки, принимать иную выгоду, если получение или дарение подарка, принятие иной выгоды:

  • нарушает нормы действующего законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов;
  • носит систематический характер (от одних и тех же лиц или одним и тем же лицам в течение определенного периода), не связанный с официальными праздниками, днями рождения, юбилеями и служит вознаграждением за умышленное использование своего служебного положения и связанных с ним возможностей в рамках исполнения своих должностных обязанностей;
  • не соответствует нормам делового этикета;
  • может негативно сказаться на имидже и деловой репутации Банка, организациях банковского холдинга и их работников;
  • может быть расценено в качестве оплаты за выполнение/невыполнение работником своих должностных обязанностей;
  • может быть расценено в качестве взятки или подкупа (например, подарки в виде денежных средств, ювелирных изделий и предметов роскоши, недвижимости, автотранспорта, антиквариата, подарочных сертификатов и прочее);
  • выступать в качестве посредника, принимать и передавать подарки в адрес других работников, которые передаются в качестве благодарности за оказанную услугу или получение незаслуженного преимущества;
  • требовать прямо или косвенно через посредников оплату, подарок или получение иных выгод за предоставление каких-либо преимуществ, которые невозможно получить законным путем.

Для установления и поддержания деловых отношений, проявления общепринятой вежливости в рамках осуществления должностных обязанностей работники могут дарить друг другу, клиентам, деловым партнерам и иным лицам и получать от них сувенирную продукцию, цветы, кондитерские изделия и иную аналогичную продукцию.

Неприемлемо дарить подарки и предоставлять иные выгоды от имени Банка, организаций банковского холдинга:

  • которые по сведениям дарителя запрещены в организации получателе;
  • супругу (супруге), близким родственникам, свойственникам клиентов и иных деловых партнеров.

 

Профессиональная этика в ОАО «АСБ Беларусбанк»

В Банке разработан Кодекс профессиональной этики работника банковского холдинга, который определяет основные корпоративные ценности (стиль работы, характер взаимоотношений, нацеленность на реализацию общих задач), этические нормы и правила профессионального поведения работника банковского холдинга, головной организацией которого является ОАО «АСБ Беларусбанк».

Соблюдение корпоративных ценностей банковского холдинга, этических норм и правил профессионального поведения, служебной этики и этикета, установленных Кодексом, является обязательным для всех работников.

Внимание к клиенту – один из основных принципов работы банковского холдинга. Профессиональный долг работника банковского холдинга – обеспечить высокие стандарты обслуживания клиентов.

Решающими факторами в создании должной репутации банковского холдинга в глазах акционеров, инвесторов и клиентов являются высокая компетентность и безупречное моральное поведение работников, умение грамотно и своевременно, на взаимовыгодных условиях, решать профессиональные вопросы.

В банковском холдинге высоко ценятся организованность и исполнительность, творческий подход к делу, умение в любой ситуации проявлять взаимное уважение, корректность, уравновешенность. Общепринятым в банковском холдинге является строгий, сдержанный стиль делового общения.

В банковском холдинге:

  • уважают мнение других, личное достоинство, частную жизнь и права человека;
  • не допускается дискриминация по отношению к национальности человека, его культуре, религии, полу, возрасту, физическим недостаткам.

Приоритетные корпоративные компетенции работников Банка – клиентоориентированность, работа в команде, ответственность за результаты деятельности – работники Банка реализуют на основе корпоративных ценностей, установленных Кодексом: честность, соблюдение обязательств, лояльность, профессионализм, инициативность.

Основной капитал банковского холдинга – люди, сплоченный, многотысячный коллектив профессионалов, объединенных единой целью, общей корпоративной культурой, стремлением и желанием работать во имя интересов банковского холдинга.

 

Система конфиденциального информирования

Конфиденциальное информирование можно определить как процесс, в рамках которого работник организации высказывает подозрения о возможных фактах мошенничества, преступления, опасности или серьезного риска, которые подвергают опасности клиентов, коллег, акционеров, общественность или же собственную репутацию данной организации.

Система конфиденциального информирования (далее – СКИ) представляет собой комплекс организационных мер и технических средств, обеспечивающих возможность работникам Банка, предприятий банковского холдинга, контрагентам и другим лицам, посредством использования каналов связи сообщать об известных им фактах нарушений законодательства и ЛНПА, коррупции, мошенничества и других правонарушений, совершенных работниками Банка, предприятий банковского холдинга при исполнении ими своих должностных обязанностей, иными лицами при совершении противоправных действий в отношении интересов Банка. В целях закрепления процедур СКИ в Банке разработано Положение о системе конфиденциального информирования в ОАО «АСБ Беларусбанк» и на предприятиях банковского холдинга.

Для конфиденциального информирования Банк предоставляет каналы связи, из которых источник информации выбирает наиболее удобный для себя. Каналы связи обеспечивают конфиденциальность и анонимность источника информации. Информация о функционировании Системы размещается на корпоративном сайте Банка.

Работники Банка и предприятий банковского холдинга несут ответственность за ненадлежащее выполнение требований, установленных Положением о СКИ, а также за разглашение сведений, ставших известными в ходе проведения проверок, позволяющих установить личность источника информации и данные о нем, не подлежащих разглашению.

 

Вывод:

Высокая деловая репутация является одним из основных приоритетов Банка. В связи с этим Банк устанавливает строгий запрет для любых лиц, действующих от имени Банка или в его интересах, прямо или косвенно, лично или через посредничество, участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса в той или иной стране. При осуществлении своей деятельности Банк добросовестно относится к клиентам, контрагентам и партнерам, раскрывает информацию о своей деятельности на финансовом и товарном рынках в соответствии с требованиями законодательства.

Все работники Банка неукоснительно соблюдают требования законодательства, нормативных и распорядительных документов Банка вне зависимости от занимаемой должности, срока работы, статуса, иных взаимоотношений с Банком.

Банк прилагает усилия для привлечения к ответственности за коррупционные действия и иные умышленные нарушения законодательства Республики Беларусь, международного законодательства (при осуществлении деятельности за пределами Республики Беларусь – иностранного законодательства), локальных нормативных и распорядительных документов Банка в области комплаенс, вне зависимости от размера и формы нарушений.