Комплаенс – соблюдение Банком, работниками Банка требований законодательства, требований контролирующих (надзорных) органов, ЛПА и применяемых Банком стандартов деловой практики, определяющих его внутреннюю политику и процедуры.
Комплаенс-правила – правила и стандарты, определенные международным, национальным законодательством и ЛПА, позволяющие эффективно функционировать комплаенс-системе.
Основными целями комплаенс в Банке являются:
- функционирование эффективной системы комплаенс, включая эффективное управление комплаенс-рисками Банка;
- защита и улучшение уровня деловой репутации, бизнес-возможностей и устойчивости Банка;
- обеспечение безопасного ведения бизнеса, недопущение вовлечения Банка и его работников в осуществление противоправной деятельности;
- подтверждение приверженности Банком принципам открытого и честного ведения бизнеса, прозрачности деятельности для акционеров, а также для иных задействованных и третьих лиц;
- создание и внедрение комплаенс-культуры в Банке;
- учет требований заинтересованных сторон;
- повышение уверенности третьих сторон в способности Банка достичь устойчивого результата;
- минимизация рисков наступления негативных последствий, связанных с применением к Банку мер воздействия или санкций контролирующих органов за несоблюдение требований законодательства и регуляторных требований;
- предотвращение ситуаций, влекущих существенные финансовые потери или потерю деловой репутации Банка, которым может быть подвержен Банк в случае несоблюдения законодательства, ЛПА, обязательств перед контрагентами, клиентами и партнерами.
При организации процессов в области комплаенс Банк руководствуется следующими принципами и подходами.
Принцип добросовестности, прозрачности, высокой деловой репутации и нетерпимости коррупции и мошенничества в любых проявлениях.
Высокая деловая репутация является одним из основных приоритетов Банка. В связи с этим Банк устанавливает строгий запрет для любых лиц, действующих от имени Банка или в его интересах, прямо или косвенно, лично или через посредничество, участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса в той или иной стране. При осуществлении своей деятельности Банк добросовестно относится к клиентам, контрагентам и партнерам, раскрывает информацию о своей деятельности на финансовом и товарном рынках в соответствии с требованиями законодательства.
Принцип безусловности соблюдения.
Все работники Банка неукоснительно соблюдают требования законодательства, локальных и распорядительных документов Банка вне зависимости от занимаемой должности, срока работы, статуса, иных взаимоотношений с Банком.
В рамках создания полноценной системы комплаенс в Банке на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на предотвращение и выявление ключевых элементов комплаенс-рисков, а также принимаются меры реагирования, направленные на их минимизацию.
Банком определены следующие основные направления, включаемые в область комплаенс:
-
Соблюдение Банком и его работниками требований законодательства, локальных правовых актов Банка.
Внутренний контроль в Банке организован с учетом лучших международных практик на основании концепции «Три линии защиты» и учитывает все уровни внутреннего контроля (предварительный, текущий и последующий). Комплаенс-функция по соблюдению требований законодательства, локальных правовых актов Банка реализуется всеми тремя линиями в пределах своих компетенций.
- Предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее – ПОД/ФТ).
При организации системы внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ Банк исходит из необходимости участия работников Банка независимо от занимаемой должности в рамках их должностных обязанностей в процессах идентификации, верификации, актуализации данных клиентов и их представителей, анкетирования клиентов, оценки риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения и выявления финансовых операций, подлежащих особому контролю. Банк принимает необходимые организационные меры в целях осуществления эффективного контроля; разрабатывает процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, утверждает и выполняет правила внутреннего контроля.
Банк как головная организация банковского холдинга организует систему внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ в банковском холдинге на консолидированной основе таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение информации о деятельности участников банковского холдинга из числа лиц, осуществляющих финансовые операции, в целях осуществления оценки эффективности функционирования системы ПОД/ФТ.
-
Соблюдение Банком и его работниками законодательства о банковской, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, о защите персональных данных.
Банк принимает правовые, организационные и технические меры по обеспечению защиты банковской, коммерческой, иной охраняемой законом тайны, персональных данных клиентов, контрагентов и работников Банка от несанкционированного или случайного доступа к ним, изменения, блокирования, копирования, распространения, предоставления, удаления, а также от иных неправомерных действий в отношении данных.
Для обеспечения надлежащего использования информации в Банке утверждены внутренние политики и иные локальные правовые акты Банка, регламентирующие порядки обработки персональных данных, организации работы с коммерческой тайной, со служебной информацией ограниченного распространения, а также об организации доступа к ресурсам и программным комплексам Банка.
- Соблюдение Банком требований к раскрытию информации.
Банк обеспечивает публичность и открытость деятельности органов управления Банка с учетом требований законодательства.
С целью повышения прозрачности деятельности и укрепления имиджа Банком в соответствующем локальном правовом акте установлены требования к перечню и содержанию раскрываемой Банком информации о деятельности банка и банковского холдинга, о продуктах и услугах Банка, средства доведения до сведения заинтересованных пользователей, периодичность раскрытия, а также порядок взаимодействия и распределения ответственности в процессе представления и размещения информации.
-
Соблюдение Банком режима экономических санкций.
Банк принимает все необходимые и возможные меры для установления эффективной системы процедур и контроля, в соответствии с требованиями международных нормативных правовых актов, регулирующих режим санкций. Банк учитывает в своей деятельности экономические санкции, применяемые основными международными организациями и отдельными государствами.
Реализация мер в области экономических санкций направлена на снижение вероятности возникновения финансовых, репутационных и иных потерь в результате действия ограничительных мер; обеспечение финансовой надежности Банка.
- Соблюдение Банком порядка информирования налоговых органов иностранных государств, с которым Республикой Беларусь заключены международные договоры, об улучшении соблюдения международных налоговых правил.
С целью реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенных Штатов Америки об улучшении соблюдения международных налоговых правил и реализации Закона Соединенных Штатов Америки о налоговом контроле счетов в иностранных финансовых учреждениях, Банк обеспечивает выявление подотчетных американских счетов и предоставляет сведения о них в налоговый орган Соединенных Штатов Америки.
-
Соблюдение Банком порядка осуществления банковских операций и иной деятельности с аффилированными лицами и инсайдерами.
В Банке при осуществлении банковских операций и иной деятельности устанавливаются равные условия для клиентов Банка, не допускается установление прямых или косвенных ограничений для клиентов Банка, преимуществ для аффилированных лиц, инсайдеров, работников Банка и Национального банка. Банк не допускает в работе использование личной заинтересованности.
- Управление конфликтом интересов в Банке.
Банком принимаются все необходимые меры по предотвращению, урегулированию и минимизации условий возникновения конфликта интересов. Совершение банковских операций и сделок в Банке органами управления, должностными лицами и работниками Банка осуществляется в строгом соблюдении процедур, установленных законодательством, Уставом Банка, локальными правовыми актами Банка, должностными инструкциями.
Организационная структура Банка четко разграничивает сферы ответственности, полномочий и отчетности. Распределение должностных обязанностей работников осуществлено таким образом, чтобы исключить возможность совмещения исполнительных и контрольных функций, нарушения законодательства и осуществления противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок.
-
Предупреждение (пресечение) в Банке правонарушений, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений.
Банк открыто заявляет о неприятии коррупции любых форм и проявлений, о приверженности Банка следования лучшим практикам корпоративного управления и поддержания деловой репутации на должном уровне.
В целях реализации комплексного подхода по предупреждению (пресечению) правонарушений, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений, в Банке утверждена Политика по противодействию коррупции. Политика Банка по противодействию коррупции соответствует законодательству в сфере противодействия коррупции, а также учитывает нормы международных практик.
Банк осуществляет регулярный мониторинг внедренных процедур по противодействию коррупции, контролирует их соблюдение и совершенствует их с учетом изменений в деятельности Банка.
-
Соблюдение Банком порядка работы с обращением граждан и юридических лиц.
В Банке выстроена система работы с обращениями граждан и юридических лиц, позволяющая обеспечивать рассмотрение обращений и информирование заявителей в сроки, установленные законодательством, а также исключить конфликт интересов при рассмотрении обращений.
По результатам рассмотрения обращений Банком вырабатываются предложения и мероприятия, направленные на исключение негативных последствий при взаимоотношении с клиентами Банка, а также на совершенствование системы внутреннего контроля.
В Банке функционирует Система конфиденциального информирования, которая обеспечивает беспрепятственное информирование на условиях анонимности органов управления и должностных лиц Банка о фактах незаконных либо неэтичных действий в деятельности Банка, предприятий банковского холдинга, а также о потенциальных случаях недобросовестных действий работников Банка.
Выстроенная Система позволяет получать информацию о совершаемых в Банке правонарушениях и иных негативных случаях, эксалировать установленные проблемы на уровень руководства Банка, Аудиторского комитета, Наблюдательного совета Банка, тем самым обеспечивая создание необходимых условий для оперативного реагирования (противодействия и пресечения) и совершенствования системы внутреннего контроля.
-
Соблюдение Банком и его работниками применяемых стандартов деловой практики.
Банк подтверждает свою приверженность высоким этическим стандартам и практикам открытой и честной деятельности. А также стремление Банка следовать передовому международному опыту обеспечения соблюдения норм и правил деловой и профессиональной этики.
При выстраивании бизнес-процессов, разработке новых продуктов и услуг, совершенствовании бизнес-практик, внедрении инноваций Банком используется разработанный Ассоциацией белорусских банков Кодекс добросовестного поведения. В своей деятельности Банк учитывает права и законные интересы всех заинтересованных сторон; ответственно относится к соблюдению нормативных требований и стандартов деловой практики; придерживается честности, прозрачности и недопущению введения в заблуждение клиентов и иных участников банковских правоотношений; принимает меры по минимизации (исключению) фактов мошенничества и иных негативных последствий, способных нанести вред и ущерб интересам клиентов и контрагентов Банка.
В Банке утвержден Кодекс профессиональной этики работника банковского холдинга ОАО «АСБ Беларусбанк», который определяет основные корпоративные ценности (стиль работы, характер взаимоотношений, нацеленность на реализацию общих задач), этические нормы и правила профессионального поведения работника банковского холдинга, головной организацией которого является Банк.