Новости банка и пресс-релизы
04.02.2021

Виктор Ананич - о поддержке клиентов в период пандемии, цифровой трансформации и обращениях граждан

Оказание финансовой поддержки реальному сектору экономики в период пандемии, выгоды для рядового клиента от цифровой трансформации крупнейшего банка страны, а также ключевые темы обращений граждан. Об этом председатель правления ОАО «АСБ «Беларусбанк», заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по экономике, бюджету и финансам Виктор АНАНИЧ рассказал печатному изданию «СБ. Беларусь сегодня».

ananich-intervu

— Виктор Михайлович, в начале нового года обычно принято подводить итоги минувшего. Учитывая серьезное влияние пандемии на мировую экономику, в том числе и нашего государства, каких результатов все же удалось достичь команде самого большого банка страны?

— Никто из нас не мог подумать, что мир столкнется с таким вызовом, а тем более последствиями, в том числе для экономик всех стран мира. Безусловно, пандемия короновируса оказала давление на деятельность Беларусбанка.

В сложившихся условиях банк обеспечил выполнение всех доведенных показателей и нормативов безопасного функционирования. Объем прибыли по итогам работы за 2020 год вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2% и составил 380 млн. рублей, что позволило достичь показателя рентабельности капитала на уровне 9,2%. Показатель, характеризующий эффективность управления затратами (cost to income ratio), достиг отметки в 38,1% и является самым низким в банковской системе Республики Беларусь.

Колоссальная работа по оптимизации бизнес-процессов в совокупности с высоким уровнем диверсификации портфеля и гибкой кредитной политикой позволили банку не только достичь высоких показателей эффективности работы по итогам 2020 года, но и создать платформу для роста и улучшения на перспективу.

Совместно с Правительством Республики Беларусь нам удалось частично восстановить лимиты со стороны российских банков, сохранить финансирование сделок европейскими банками, осуществляемое с участием клиентов. Проведена большая работа по недопущению серьезного оттока депозитов населения. Принятые меры позволили обеспечить рост рублевых вкладов.

— Насколько значимой оказалась поддержка Беларусбанка наших промышленных гигантов, представителей частного сектора и физических лиц в это  непростое время?

— Совместно с кредитозаемщиками для преодоления ими кризисного периода последствий влияния пандемии был выработан комплекс мер, позволяющий сохранить их платежеспособность, а также обеспечить текущую производственно-коммерческую деятельность.

Так, например, за период с начала пандемии положительные решения в части реструктуризации задолженности приняты по 480 корпоративным клиентам, включая малый и средний бизнес,  что составляет 97% от всех рассмотренных заявок, на общую сумму почти 765 млн. рублей. Мы понимаем, что в условиях пандемии вопрос оказания финансовой помощи клиентам очень чувствительный. Важно найти баланс между дополнительным финансированием и перспективами дальнейшего устойчивого развития.

Помимо поддержки предприятий и представителей частного сектора банк предложил различные варианты снижения финансовой нагрузки и для физических лиц. Так, за прошлый год в банк по данному вопросу поступило порядка 600 заявлений клиентов банка, из них приняты положительные решения для 500 граждан.  

— Беларусбанк неоднократно отмечал активный переход клиентов на дистанционное обслуживание. Всё больше услуг сегодня можно оформить или оплатить, не посещая отделение банка. Чего ждать рядовому клиенту от цифровой трансформации, реализуемой крупнейшим банком?

— Да, цифровая трансформация банка проводится довольно активно. И ее следует разделить на две составляющие: внутренняя и внешняя. Если говорить о внутренней, косвенно касающейся наших клиентов, то, конечно, ключевой задачей являлось закрытие филиалов, которые находились на разных балансах и перевести всё на один баланс. Это очень тяжелая работа. Нам удалось за два года закрыть 26 филиалов. И сейчас это внутреннее преобразование позволяет клиенту обратиться в любое отделение банка по вопросу, например, продления платежной карточки, независимо от того, в каком городе или населенном пункте страны он ее оформлял. Если говорить о внешней трансформации, то здесь мы большой упор сделали на каналы дистанционного обслуживания и на карточный бизнес. Банком активно внедряются инновационные сервисы, которые позволяют клиентам комфортно совершать целый ряд платежей 24/7, используя современные технологии. Здесь важно отметить то, что суть инновации заключается не в том, чтобы ее внедрить, а в том, чтобы она стала естественным продуктом для большинства жителей страны. Наша инновационность заключается в распространении технологий.

И та же планомерная оптимизация отделений, проводимая банком, связана, в том числе с увеличением доли платежей клиентов через сервисы дистанционного банковского обслуживания, которую мы наблюдаем последние годы. Об этом говорят цифры. Если еще в 2014 году доля платежей, например, за коммунальные услуги, мобильную связь, совершаемых в дистанционных каналах, составляла чуть более 20%, то сегодня при совершении платежей клиенты банка в 85% случаев используют именно дистанционные каналы. Радует тот факт, что эта цифра включает в себя и клиентов старшего поколения, которые также успешно пользуются современными технологиями.

— В прошлом году международное издание Тhе Banker признало Беларусбанк Банком года 2020 в нашей стране. Благодаря чему удается показывать такие результаты, которые высоко оценивает экспертное сообщество?

— Следует подчеркнуть особую ценность и важность награды The Banker для Беларусбанка в 2020 году. Как было отмечено международным изданием, эксперты в первую очередь оценили гибкость и способность банка подстраиваться под требования наших клиентов, которые изменяются под действием различных факторов. В условиях пандемии COVID-19 мы одними из первых банков в стране разработали и начали применять на практике систему финансовой поддержки как розничных, так и корпоративных клиентов.

Кроме того, банк стремится максимально эффективно использовать современные технологии. Так, в прошлом году мы запустили сервис оплаты проезда в метро на основе системы распознавания лиц Glance and Pay — инновационный пилотный проект, позволяющий идентифицировать пассажира и производить оплату проезда в режиме реального времени.

Большим спросом также пользуется технология снятия наличных средств держателями карт Беларусбанка через торговые точки — на начальном этапе такая услуга доступна в торговых точках, расположенных в сельской местности, малых поселках.

— Банк хорошо известен своими социальными инициативами. Строятся дома семейного типа, осуществляется поддержка здравоохранения, спорта и культуры. В чем заключается сегодня социальная ответственность крупнейшего финансового учреждения?

— Мы всегда сохраняли социальную направленность бизнеса. Например, одна из последних наших значимых инициатив в рамках проекта «Вектор доброты» – это участие в республиканской акции #СпасибоМедикам. Для врачей, которые уже на протяжении почти года находятся на передовой в борьбе с коронавирусом, команда банка передала средства индивидуальной защиты и оказала спонсорскую помощь учреждениям здравоохранения Минска, Могилева, Бобруйска, Быхова, Костюковичей, Краснополья и др. Мы будем всячески поддерживать наших врачей, особенно пока пандемия не отступит, не уставая при этом говорить им спасибо за их самоотверженный труд.

Еще один не менее важный пример социальной ориентированности — наш проект «Родительский дом». Изначально он задумывался как строительство коттеджей для детских домов семейного типа, но постепенно мы пришли к тому, что не просто передаем эти дома, но и продолжаем поддерживать семьи, участвовать в воспитании и социализации детей, живущих в них. Сегодня наши подопечные, а это 135 ребят, живут в 16 коттеджах по всей стране. 17-й дом скоро появится в Верхнедвинске.

В общем, как Вы правильно заметили, в рамках 5 благотворительных проектов мы активно поддерживаем инициативы в различных сферах. Банк неоднократно отмечался наградами за реализацию данных проектов в рамках корпоративной социальной ответственности. Это подтверждает тот факт, что бизнес и ориентация на прибыль — не все, чем живет банк. Мы осознаем всю степень ответственности банка номер один, поэтому дорожим и своей репутацией, и международными рейтингами.

— Виктор Михайлович, вы также являетесь сенатором. Если проанализировать обращения, которые поступают во время приема граждан со стороны жителей вашего избирательного округа, то каким проблемам посвящена их основная масса? Вопросы чаще касаются банковской сферы или все же граждан больше волнуют локальные бытовые проблемы?

— Полагаю, что 50 на 50. Несмотря на первостепенность каких-то личных бытовых вопросов, люди во время приемов граждан все-таки не упускают возможность спросить у меня, как руководителя банка, о каких-то финансовых инструментах. Часто, конечно, интересуются вариантами кредитования строительства собственного жилья. В последнее время немало спрашивают и о мошенниках, которые очень активизировались в конце минувшего года.  Для многих людей сенатор — это своего рода «проводник» между их интересами и исполнительной властью, в чьем лице они хотят увидеть поддержку и, возможно, получить экспертное мнение.

— В своей деятельности и как руководитель банка, и как сенатор Вы большое внимание уделяете развитию спорта и физической культуры, активно участвуете в оборудовании небольших районных центров соответствующим инвентарем и площадками. В нынешнем году эти приоритеты сохранятся?

— Постоянно изучая проблемы малых городов, я убежден, что такие площадки (оборудованные уличными тренажерами или приспособлениями для занятия воркаутом) — пусть и не стопроцентное, но все же решение проблемы досуга для местных жителей. Наверное, с таких вещей и начинается любовь к спорту и здоровому образу жизни. Возможно, благодаря таким площадкам чьи-то дети станут меньше времени проводить за гаджетами, начнут развивать силу и выносливость и, в конце концов, попробуют себя в большом спорте. Одним словом, данную инициативу я считаю очень важной и полезной для повышения качества жизни в малых городах и, однозначно, планирую развивать ее и далее.

— Вас можно отнести к тем представителям власти, которые помимо традиционных каналов коммуникаций со своей аудиторией активно используют социальные медиа. Из вашего опыта, насколько они эффективны?

— Поскольку мои аккаунты появились не так давно, то глобально оценивать их эффективность преждевременно. Но судя по тому, что они постоянно прирастают новыми подписчиками, могу сказать, что данный инструмент коммуникаций точно востребован. В нашем обществе уже сформировалась аудитория, которая в силу приверженности технологиям и ввиду бешеного темпа жизни традиционным каналам коммуникаций предпочитает лаконичность и оперативность новостных лент социальных сетей. В первую очередь я имею ввиду активных людей в возрасте от 25 до 45 лет (они, кстати, составляют 76% подписчиков моих аккаунтов). Я осознаю, что как сенатор должен быть максимально открытым. И если часть моей аудитории предпочитает и такой канал коммуникаций, как социальные сети, значит, я должен быть и там.