Описание системы внутреннего контроля в банке

В ОАО "АСБ Беларусбанк" организована система внутреннего контроля с целью обеспечения упорядоченного и эффективного осуществления деятельности в соответствии с требованиями законодательства и локальных правовых актов банка.

Процедуры внутреннего контроля, в т.ч. комплаенс-контроля в банке пересматриваются на постоянной основе с учетом существенных для банка изменений, в том числе в связи с внедрением новых банковских продуктов и услуг, совершенствованием организационной структуры, развитием информационных систем и информационных технологий.

В банке разработана Политика по организации системы внутреннего контроля, в том числе комплаенс, которая определяет цели, задачи и направления организации системы внутреннего контроля, в том числе комплаенс-контроля, а также ее участников.

Банк организует систему внутреннего контроля в целях:

  • обеспечения соответствия деятельности банка общепризнанным принципам и нормам международного права, требованиям законодательства, Устава Банка, ЛПА;
  • повышения (сохранения) надежности и эффективности финансовой и хозяйственной деятельности, защиты интересов банка, акционеров, вкладчиков, иных клиентов (контрагентов), партнеров банка, его работников;
  • обеспечения своевременного составления и предоставления достоверной и полной бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
  • защиты интересов (целей) банка в информационной сфере;
  • обеспечения безопасного ведения бизнеса, деловой репутации, недопущения вовлечения банка, органов управления и работников в осуществление противоправной деятельности, в том числе возникновения конфликта интересов;
  • обеспечения соблюдения работниками банка при выполнении ими служебных обязанностей применяемых банком стандартов деловой практики, корпоративных ценностей, принципов профессиональной этики;
  • недопущения вовлеченности банка в легализацию доходов, полученных преступным путем, финансирование террористической деятельности и финансирование распространения оружия массового поражения;
  • снижения вероятности возникновения потерь в результате действия ограничительных мер/санкций;
  • функционирования эффективной системы комплаенс, включая эффективное управление комплаенс-рисками банка.

Достижение целей обеспечивается путем решения следующих задач:

  • организации эффективной СВК, соответствующей риск-профилю и масштабам деятельности банка и направленной на выполнение органами управления и работниками всех действий, необходимых в том числе для реализации стратегии и направлений развития банка;
  • распределения полномочий между органами управления и должностными лицами банка, обеспечивающих достижение баланса интересов банка, его акционеров, бенефициарных владельцев и иных владельцев, членов органов управления и других заинтересованных лиц;
  • эффективного управления конфликтом интересов в деятельности банка, включая комплекс мер по выявлению, исключению конфликта интересов, а также условий его возникновения;
  • постоянного мониторинга проблемных и потенциально-опасных мест, способных нанести банку финансовые потери, определения достаточности и эффективности используемых мер контроля и корректирующих действий;
  • непрерывного развития процесса идентификации и мониторинга индикаторов, направленных на выявление признаков мошенничества, коррупционных проявлений, нарушения информационной безопасности, а также кибербезопасности;
  • повышения эффективности СВК за счет повышения качества процедур внутреннего контроля, в том числе комплаенс-контроля, и оптимизации их количества, а также трудозатрат на их выполнение;
  • повышения эффективности функционирования контрольных процедур и инструментов мониторинга инцидентов рисков, в том числе комплаенс-рисков, с целью представления своевременной, объективной и полной информации органам управления банка;
  • осуществления деятельности банка с учетом реализации мер в области экономических санкций, предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Организационная структура системы внутреннего контроля в банке включает:

  • Ревизионную комиссию банка;
  • Наблюдательный совет банка;
  • Аудиторский комитет при Наблюдательном совете банка;
  • Правление банка;
  • должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке и банковском холдинге;
  • службу внутреннего контроля, департамент комплаенс-контроля;
  • подразделение, ответственное за внутренний контроль за обработкой персональных данных;
  • комитеты банка, созданные в установленном порядке;
  • самостоятельные структурные подразделения банка и работников банка.

Система внутреннего контроля в банке организована по следующим направлениям:

  • достижение поставленных стратегических целей;
  • обеспечение эффективности финансовой и хозяйственной деятельности банка при осуществлении банковских операций и иной деятельности;
  • обеспечение эффективности управления активами и пассивами, контролирование эффективности использования имущества банка;
  • обеспечение сохранности активов и вложений банка;
  • обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой), пруденциальной и иной отчетности;
  • контролирование закупок, порядка сопровождения хозяйственных договоров;
  • распределение полномочий и ответственности;
  • проведение оценки эффективности системы управления рисками;
  • проведение оценки эффективности деятельности предприятий банковского холдинга;
  • функционирование информационных систем, управление информационными потоками (получение и передача информации), обеспечение защиты информации;
  • соблюдение банком и его работниками требований законодательства, ЛПА;
  • предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
  • соблюдение банком и его работниками законодательства о банковской, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, о персональных данных;
  • соблюдение банком требований Национального банка к раскрытию информации;
  • реализация мер, связанных с применением экономических санкций;
  • соблюдение порядка информирования банком налоговых органов иностранных государств, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры, об улучшении соблюдения международных налоговых правил;
  • соблюдение банком порядка осуществления банковских операций и иной деятельности с аффилированными лицами и инсайдерами;
  • управление конфликтом интересов в банке;
  • предупреждение (пресечение) в банке правонарушений, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений;
  • соблюдение банком порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц;
  • соблюдение банком и его работниками применяемых стандартов деловой практики.

Информация о должностном лице, ответственном за внутренний контроль в банке и банковском холдинге:

С 25.06.2024-
По настоящее время

Колодник Ирина Владимировна -
должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке и банковском холдинге (приказ ОАО «АСБ Беларусбанк» от 25.06.2024 № 525).

исполнительный директор ОАО «АСБ Беларусбанк»