В ОАО "АСБ Беларусбанк" действует эффективная система управления рисками, с целью стабильного функционирования, развития, обеспечения финансовой устойчивости и надежности банка.
Управление рисками в банке базируется на законодательных актах Республики Беларусь, нормативных документах Национального банка, международных стандартах и требованиях, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору, регламентируется локальными правовыми актами банка.
Система управления рисками соответствует риск-профилю банка и направлена на решение следующих основных задач:
- максимальное сокращение негативного влияния риск-факторов на деятельность банка;
- поддержание капитала банка на уровне, достаточном для компенсации рисков, присущих его деятельности;
- поддержание оптимальной (адекватной стратегии развития банка) структуры требований и обязательств, обеспечивающей максимальный уровень эффективности при приемлемом уровне рисков;
- соблюдение нормативных требований, устанавливаемых Национальным банком Республики Беларусь;
- совершенствование процесса принятия решений и стратегического планирования;
- обеспечение непрерывности деятельности банка;
- представление органам управления банка своевременных и достоверных сведений об уровне рисков для принятия при необходимости соответствующих управленческих решений;
- разработка мер (комплекса мероприятий) на стадии возникновения негативных (кризисных) явлений (тенденций), направленных на недопущение (предотвращение или минимизацию) негативного влияния факторов риска на результаты деятельности Банка, а также оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками;
- обеспечение безупречной репутации (имиджа) Банка.
Организационная структура системы управления рисками в банке включает:
- Общее собрание акционеров;
- Наблюдательный совет;
- Правление банка;
- Председатель Правления;
- Комитет по рискам при Наблюдательном совете;
- Финансовый комитет;
- Кредитный комитет;
- Должностное лицо, ответственное за управление рисками в Банке и банковском холдинге;
- Лицо, ответственное за обеспечение кибербезопасности в Банке;
- Департамент управления рисками;
- Структурные подразделения Головного офиса Банка, областные управления, центры банковских услуг, организации – участники банковского холдинга.
Информация о должностном лице, ответственном за управление рисками в Банке и на уровне банковского холдинга
С 23.05.2016 |
Мельник |
заместитель |
Риск - это объективно существующая в присущих банковской деятельности условиях неопределенности потенциальная возможность (вероятность) получения банком потерь (убытков), неполучения запланированных доходов и (или) ухудшения ликвидности и (или) наступления иных негативных последствий, связанных с внутренними и (или) внешними факторами рисков.
Банк выделяет следующие риски, присущие его деятельности:
- кредитный риск (в том числе по совокупному, корпоративному, розничному кредитному портфелям и по операциям с банками-контрагентами);
- страновой риск;
- риск ликвидности;
- рыночный риск (в том числе процентный риск торгового портфеля, фондовый, валютный и товарный риски);
- процентный риск банковского портфеля;
- операционный риск (в том числе его виды);
- риск потери деловой репутации;
- стратегический риск;
- риск концентрации (в составе рисков ликвидности, кредитного, странового, рыночного, операционного).
Основополагающие локальные нормативные документы по управлению рисками:
- Стратегия управления рисками в банке и банковском холдинге;
- Политика управления банковскими рисками и рисками банковского холдинга;
- Лимитная политика;
- Кредитная политика.
Методологические подходы по управлению рисками, описание методик, моделей, состав управленческой риск-отчетности конкретизируются в отдельных локальных нормативных актах банка.
Банк использует следующие методы управления банковскими рисками:
а) методы идентификации и оценки (измерения) рисков, в том числе:
- проведение стресс-тестирования;
- система ключевых индикаторов рисков;
- подход на основании внутренних рейтингов должника;
- модели оценки VaR;
- имитационное моделирование «Монте-Карло»;
- коэффициентный анализ;
- ГЭП-анализ;
- анализ денежных потоков;
- корреляционный анализ;
- финансовый анализ;
- математические (статистические) модели;
- балльно-весовой метод;
- методы качественной (экспертной) оценки для формирования мотивированного суждения об уровне риска;
б) методы снижения (регулирования) рисков:
- регламентирование операций, совершаемых банком, включая разработку и утверждение локальных правовых актов, регулирующих проведение операций;
- хеджирование рисков;
- страхование рисков;
- избежание рисков;
- ограничение рисков (установление лимитов);
- создание резервов;
- диверсификация;
- соблюдение прав доступа к информации и другие.
Процедуры управления рисками пересматриваются на постоянной основе с целью отражения изменений рыночной ситуации, внедрения новых банковских продуктов, совершенствования организационной структуры, развития информационных систем.
На регулярной основе проводится оценка эффективности системы управления рисками в ОАО «АСБ Беларусбанк» подразделением внутреннего аудита, внешним аудитом, Национальным банком Республики Беларусь.