Уважаемый клиент!
Информируем, что с 10.05.2024 вступают в силу:
постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26.03.2024 № 21/96 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. № 159/176», которым вносятся изменения Инструкцию о порядке исполнения местных бюджетов по доходам;
постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 18.10.2023 № 63/358 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 143/171», которым внесены изменения в Инструкцию о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам.
Изменения коснутся необходимости внесения дополнительных обязательных реквизитов клиентами при заполнении платежных поручений как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа.
В связи с тем, что технологией взаимодействия с АИС ИДО[1] не предусмотрена возможность заполнения полей «Фактический плательщик», «Фактический бенефициар», оформление платежных требований взыскателя в настоящее время остается неизменным.
[1] Автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств
Основные изменения
1. Основные изменения в Инструкцию о порядке исполнения местных бюджетов по доходам
Основные изменения в Инструкцию о порядке исполнения местных бюджетов по доходам, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. № 159/176 с 10.05.2024.
Уточнен порядок оформления отдельных реквизитов платежного поручения, платежного требования взыскателя на перевод (взыскание) денежных средств на счет по учету средств местного бюджета, транзитный счет в уплату платежей в бюджет. При оформлении указанных платежных инструкций должно быть указано соответственно (подп. 9.1 - 9.5):
- в реквизите «Бенефициар» - наименование главного управления, его статус и УНП.
Статус бенефициара принимает значение «INN»; - в реквизите «Фактический бенефициар» платежного поручения - наименование местного финансового органа, исполкома, его статус и УНП
Статус фактического бенефициара принимает значение «INN»; - в реквизите «Взыскатель» платежного требования взыскателя - наименование взыскателя, его статус и УНП
Статус взыскателя принимает значение «INN»; - в реквизите «Плательщик» - наименование, статус и УНП юридического или физического лица, за счет денежных средств которого проводится платеж в бюджет.
Если информация об УНП плательщика отсутствует, то в этом реквизите указывается:
у резидента Республики Беларусь - физического лица - значение «511111111» (при этом указывается идентификационный номер физического лица (при его наличии) или данные документа, удостоверяющего личность физического лица);
у нерезидента Республики Беларусь - значение «999999999»;
- в реквизите «Фактический плательщик» - наименование, статус и УНП юридического или физического лица, за которое перечисляются денежные средства, идентификационный номер физического лица (при его наличии), в случае если УНП фактического плательщика принимает значение «511111111», или данные документа, удостоверяющего его личность.
При совпадении плательщика и фактического плательщика в одном лице реквизит «Фактический плательщик» не заполняется (ч. 2 подп. 9.4);
- в реквизите «Назначение платежа (перевода)» - наименование платежа в бюджет. Дополнительно в этом реквизите необходимо указать:
при уплате госпошлины - наименование объекта обложения госпошлиной;
при перечислении денежных средств от реализации обращенного в доход государства имущества - номер и дату акта описи и оценки обращенного в доход государства имущества;
при уплате штрафа - номер и дату постановления о наложении административного взыскания и наименование органа (фамилия и инициалы должностного лица), вынесшего его;
при перечислении в бюджет платежей в связи с возбуждением исполнительных производств органами принудительного исполнения - номер и дату исполнительного производства.
При уплате платежа в бюджет с валютного счета посредством перевода с продажей, реквизиты оформляемого платежного ордера на перечисление денежных средств должны соответствовать реквизитам сторон, указанных в платежном поручении на перевод с продажей. Платежный ордер должен содержать информацию о номере и дате платежного поручения на перевод с продажей (подп. 9.7).
При поступлении платежей в бюджет в иностранной валюте ОАО «АСБ Беларусбанк», обслуживающий счет бенефициара, покупает поступившую иностранную валюту и зачисляет на соответствующий транзитный счет, счет по учету средств местного бюджета сумму в белорусских рублях не позднее следующего рабочего дня от даты поступления иностранной валюты на корреспондентский счет банка без взимания платы (вознаграждения).
Покупка иностранной валюты осуществляется по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, установленному НБ РБ на дату зачисления денежных средств в бюджет (ч. 2 п. 39).
2. Основные изменения в Инструкцию о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам
Основные изменения в Инструкцию о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 143/171, вступающие в силу с 10.05.2024.
Расчетные документы на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджет банки исполняют в порядке, установленном (ч. 1 п. 11):
- БК[1];
- Инструкцией № 66[2];
- Положением № 432/11[3].
Предусмотрено, что банк не взимает вознаграждение (плату) при приеме наличных денежных средств и исполнении платежных инструкций на уплату платежей в бюджет на балансовые счета:
3603 «Средства бюджетов на текущих (расчетных) банковских счетах уполномоченных органов»;
3642 «Прочие государственные средства на текущих (расчетных) банковских счетах республиканских органов государственного управления, бюджетных организаций» (ч. 2 подп. 4.4).
При поступлении платежей в бюджет в иностранной валюте отличной от валюты счета банк-получатель зачисляет денежные средства в валюте счета. Покупку, продажу, конверсию (обмен) иностранной валюты банк проводит по официальному курсу белорусского рубля по отношению к иностранной валюте (по кросс-курсам иностранной валюты к иной иностранной валюте, рассчитанным на основе официальных курсов белорусского рубля к иностранной валюте), установленному (установленным) НБ РБ на дату зачисления денежных средств в бюджет (п. 18).
Данную операцию банк-получатель осуществляет:
- не позднее следующего рабочего дня от даты поступления иностранной валюты на корреспондентский счет банка;
- без взимания платы (вознаграждения).
Предусмотрен порядок действий банка-получателя при отсутствии либо неверном указании в межбанковской платежной инструкции банка-отправителя счета бенефициара или УНП фактического бенефициара.
Изменения также коснулись порядка оформления отдельных реквизитов платежного поручения, платежного требования взыскателя на перевод (взыскание) денежных средств на счет республиканского бюджета, единый счет и транзитные счета в уплату платежей в бюджет. Так, при оформлении указанных платежных инструкций должно быть указано:
- в реквизите «Бенефициар»:
при переводе денежных средств на транзитные счета - наименование главного управления, его статус и УНП;
при переводе денежных средств на счет республиканского бюджета или единый счет - наименование «Министерство финансов Республики Беларусь», его статус и УНП.
Статус бенефициара принимает значение «INN»;
- в реквизите «Фактический бенефициар»:
при переводе денежных средств на транзитные счета - наименование клиента казначейства, его статус и УНП;
при переводе на единый счет денежных средств, подлежащих зачислению на разделы «4», «41», «46», «48» и «51» классификации доходов бюджета, установленной в приложении 1 к постановлению № 208[4], - наименование таможни, которая совершила либо будет совершать юридически значимые действия, ее статус и УНП. В остальных случаях при переводе денежных средств на единый счет указывается наименование «Минская центральная таможня», ее статус и УНП.
Статус фактического бенефициара принимает значение «INN».
В случае совпадения бенефициара и фактического бенефициара в одном лице реквизит «Фактический бенефициар» не заполняется (ч. 3 подп. 9.1.2).
- в реквизите «Плательщик» - наименование, статус и УНП юридического или физического лица, за счет денежных средств которого осуществляется платеж в бюджет.
Если информация об УНП отсутствует:
у резидента Республики Беларусь - физического лица указывается значение «511111111» (при этом указывается идентификационный номер физического лица (при его наличии) или данные документа, удостоверяющего личность физического лица);
у нерезидента Республики Беларусь - значение «999999999»;
- в реквизите «Фактический плательщик» - наименование, статус и УНП юридического или физического лица, за которое осуществляется перечисление денежных средств, идентификационный номер физического лица (при наличии) в случае, если УНП фактического плательщика принимает значение «511111111», или данные документа, удостоверяющего его личность.
В случае совпадения плательщика и фактического плательщика в одном лице реквизит «Фактический плательщик» не заполняется (ч. 2 подп. 9.1.4)..
- в реквизите «Назначение платежа (перевода)» - наименование платежа в бюджет. Дополнительно указываются:
при уплате госпошлины - наименование объекта обложения госпошлиной;
номер и дата акта описи и оценки обращенного в доход государства имущества, постановления о наложении административного взыскания и наименование органа (фамилия и инициалы должностного лица), вынесшего его (при необходимости);
при перечислении в бюджет платежей в связи с возбуждением исполнительных производств органами принудительного исполнения - номер и дата исполнительного производства.
[1] Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь".
[2] Инструкция о банковском переводе, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66.
[3] Положение о порядке осуществления безналичных расчетов посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств и ее функционирования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2019 № 432/11.
[4] Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь".
Примеры оформления платежных поручений
- Пример оформления платежного поручения на перечисление денежных средств в местный бюджет
- Пример оформления платежного поручения на перечисление денежных средств в республиканский бюджет
- Пример оформления платежного поручения в случае совпадения по справочнику N015 Фактического плательщика и Плательщика, а также Фактического бенефициара и Бенефициара