СМИ о банке
04.02.2010

Безналичные платежи – веление времени ("Республика", 04.02.2010)

 

История денег знала различные периоды. Похоже, что мы становимся свидетелями и участниками нового этапа их существования - виртуального. Это отнюдь не означает, что купюры с портретами президентов или изображениями национальных архитектурных ценностей исчезнут как таковые. Просто все масштабнее становится сфера безналичного денежного оборота. В соответствии с государственной программой в текущем году доля безналичных платежей в Беларуси должна составить 30%. Готова ли банковская система обеспечить данный показатель? За ответом на этот вопрос мы обратились к компетентному специалисту. На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель Председателя Правления ОАО «АСБ Беларусбанк» Сергей Павлович Писарик.

 

Дойти до каждого

Корр.: Сергей Павлович, какова доля безналичных платежей в системе «Беларусбанка» с использованием пластиковых карточек и что предпринимается для достижения предусмотренного госпрограммой показателя в 30%?

С. Писарик: Доля безналичных платежей посредством пластиковых карточек «Беларусбанка» составляет 16%. Это значительно выше, чем в целом по банковской системе. Лидируем мы и по количеству безналичных транзакций - более 50%. Но достичь намеченного мы в одиночку не сможем, Тут должен быть комплексный подход и очевидная заинтересованность ряда других ведомств и министерств - торговли, сферы обслуживания...

Отрадно, что есть положительная динамика. Признаюсь, до нынешнего года работа по созданию инфраструктуры для безналичных расчетов шла тяжело. Практически 100% устанавливаемого терминального оборудования было нашим. Сейчас подключились и другие. Мы все же нашли взаимопонимание с Белкоопсоюзом. Определенную нагрузку взяли на себя - предоставляем оборудование в аренду. Ищем варианты снизить арендную плату. И еще, на мой взгляд, ссылки на дороговизну оборудования - это не более чем попытка увести от сути, потому что аренда терминала в месяц стоит 50 - 80 тысяч рублей. Вот и судите сами, дорого это для предприятия или нет!

Недостаточно в этом направлении развита инфраструктура торговли и сервиса. Если по развитию системы банкоматов банковская ссистема соответствует международным стандартам, а это 2600 карточек на один банкомат с учетом сети банкоматов и пунктов выдачи наличных, то по второй составляющей, а именно по количеству карточек на один терминал торговли и сервиса, отстаем. У нас этот показатель составляет 390, в то время как по международным стандартам - 160.

А ведь должно быть так, чтобы мы могли прийти с карточкой в любой магазин, или предприятие сферы обслуживания и оплатить с ее помощью любую покупку или услугу. И так будет. Лично у меня не вызывает сомнения, что мы справимся. Ведь первые карточки в стране появились всего 14 лет назад. А теперь только учреждениями банка выпущено более 4 млн. пластиковых карточек, что составляет более половины всех карточек, эмитированных в республике.

 

Чистые, прозрачные и безопасные...

Корр.: В чем преимущества безнала? Это выгодно людям, банку, государству?

С.П.: Говорить о выгодах только для банка не совсем корректно. Понятно, что несем издержки. Карточки, банкоматы, инфокиоски стоят денег. Но с точки зрения государства, безусловно, выгодно. И «Беларусбанк» понимает свою ответственность в решении государственных задач. Потому является лидером по выпуску пластиковых карточек. Но, я не перестаю подчеркивать, предназначение карточки - не только в снятии денег через банкомат, а в расширении возможностей использования ее в повседневной жизни.

Во-первых, безналичные расчеты - это путь к снижению расходов при работе с наличной денежной массой. Ведь ее поддержание требует огромных издержек. Сами наличные деньги стоят внушительную сумму. Согласитесь, купюры ветшают, их нужно системно менять. А каждая банкнота тоже товар. Для его производства, разумеется, нужны средства. В своем обращении купюры проходят через множество рук, не всегда чистых. Так что «грязные деньги» - это не всегда аллегория и литературный образ!

Во-вторых, безнал прозрачен. И это очень важный аргумент в его пользу. Опыт стран, где данная форма платежей стала внедряться несколько ранее, свидетельствует, что покупка дорогой вещи в магазине за наличные может вызвать вопросы со стороны службы безопасности учреждения.

В-третьих, безопасность. Ваши деньги защищены от кражи, стихийных бедствий и прочих непредвиденных ситуаций. При утере карточки вы можете заблокировать счет, деньги будут сохранены в отличие от того, если у вас украдут кошелек.

В-четвертых, безналичные платежи удобны всем. Клиенту, который может заплатить по карточке через инфокиоск в любое время суток, или, что еще лучше, с помощью дистанционных способов управления карт-счетом даже не выходя из дома. Удобно и сотрудникам банка - снизится нагрузка на операционно-кассовых работников. Сегодня наши клиенты сетуют порой на очереди в кассах. Но мы не можем физически увеличить количество операционно-кассовых работников и раздвинуть стены, когда наступает последний день оплаты коммунальных платежей. А ведь эти платежи можно провести посредством пластиковой карточки. Мне думается, аргументов в пользу безнала более чем достаточно.

 

Реалии и перспективы

Корр.: Каковы возможности карточки сегодня и какие ее перспективы?

С.П.: Сегодня с помощью карточки можно осуществлять так называемые массовые платежи, причем сделать это оперативно, всего за несколько секунд. А именно, оплатить коммуналку, газ, электричество, телефон, интернет... Некоторые проекты шли очень не просто. Как, например, такой значимый проект совместно с министерством по налогам и сборам по уплате налогов через инфокиоски.

В Минске через инфокиоск можно приобрести билеты на проезд в пригородных и междугородних автобусах, а до конца года такую возможность получат и жители регионов. В ближайшее время клиенты через инфокиоски и банкоматы смогут получать мини-выписку по карт-счету, оплачивать услуги страховых компаний.

Функциональные возможности SMS-банкинга и М-банкинга дополнены возможностью оплаты услуг интернет-провайдеров ADSL.BY (Белинфонет) и «Solo», ByFly. Посредством услуги М-банкинг также реализован новый сервис «Автооплата», позволяющий автоматизировать процесс оплаты услуг мобильной связи МТС с карт-счетов клиентов «Беларусбанка». Допустим, достиг баланс счета вашего мобильного минимальной отметки, деньги автоматически списываются с вашего карт-счета, пополняя прохудившийся баланс.

Я не устаю говорить о преимуществах так называемого дистанционного управления карт-счетом, а именно, SMS-банкинга,
М-банкинга - а это оплата домашнего и мобильного телефона, коммунальных и других услуг. Считаю что количество пользователей данных услуг в нашей стране непозволительно мало, порядка 400 тысяч человек. Видно, и мы в их популяризации не дорабатываем.

Активно работаем над реализацией интернет-эквайринга. Сдерживает нас обеспечение гарантий безопасности. Интернет-магазины - это не всегда прозрачный бизнес. А для банка важно, чтобы, проводя оплату нашей карточкой, клиент непременно получил покупаемый товар. Скажу, что целый комплекс мероприятий по этому проекту проходит под грифом «секретно». Интернет-магазины мы проверим, дадим свои рекомендации, с какими из них можно работать. Но здесь не все так просто. Многие из них зарегистрированы не в Беларуси. В разработке находятся и другие проекты.

Чтобы заинтересовать клиентов рассчитываться посредством карточки, мы активно развиваем систему скидок. И здесь одним из действенных инструментов популяризации безналичных расчетов являются лоялти-проекты. В течение минувшего года привлечению дополнительны 92 организации торговли (сервиса) к программам предоставления скидок при расчетах с использованием банковских пластиковых карточек. Всего по состоянию на 1 января 2010 года скидки предоставляют 165 организаций торговли (сервиса) во всех регионах республики. Скидки составляют от 1 до 20% цены покупки. Более подробно об этом можно посмотреть на сайте банка.

 

Техника дает сбои

Корр.: И все же, нельзя не вспомнить и проблемы со сбоем работы банкоматов? Один такой аргумент «против» нивелирует три «за». Что Вы можете сказать по этому поводу?

С.П.: Как-то корреспондент телевидения задал мне подобный вопрос, на который я также ответил вопросом: «А почему во время трансляции матча в самый острый момент игры пропадает картинка?». На что он ничтоже сумняшеся ответил: «Что поделаешь, техника!». Так и у нас. Есть разные причины: технические неполадки, сбои в подаче электроэнергии, недочеты программного комплекса процессингового центра.

Отмечу, что наряду с международными стандартами по количеству карточек на один банкомат, имеются и общепринятые нормы их работоспособности: 92 процента времени аппарат должен находиться в режиме обслуживания клиентов. У нас этот показатель - 97 процентов. И его мы удерживаем более трех лет. Коллеги, в том числе и зарубежные, с недоверием относились к нашим показателям, а убедившись в их достоверности, берут наши наработки.

Вы можете возразить, что в приведенных цифрах есть доля самоутешения, типа «средняя температура по больнице». Но заверяю вас, у нас очень жесткий с привлечением независимых экспертов, как мониторинг состояния банкоматов, так и регламент восстановления их работоспособности. И в целом проделана колоссальная работа, с анализом ситуации и выработкой плана мероприятий по недопущению подобных «проколов».

К сожалению, в СМИ, особенно претендующих на независимость, по этому поводу появляется много инсинуаций, а иногда ситуация, ввиду ее отсутствия просто выдумывается. И как говорится, с грязной водой порой выбрасывают ребенка. Да, не все идеально, но как не ценить преимущества, предоставляемые нам новыми технологиями. Это мировая практика, и мы, живя в центре Европы, не можем оставаться на обочине научно-технического прогресса. Потому так и ратуем за систему безналичных расчетов.

И если банкир рассказывает о новой услуге или продукте, то не следует считать это исключительно банковской, ставящей только цели получения прибыли рекламой. А если взять иной ракурс и посмотреть, на это как на пропаганду возможностей, которые делают нашу жизнь комфортнее, снимают бытовые проблемы и освобождают время, чтобы посвятить его семье или чтению хорошей книги.

Впрочем, обо всех преимуществах платежей по карточкам я уже рассказал ранее. Повторю лишь, что мы живем в веке космических скоростей и высоких технологий. И безналичные платежи находятся в контексте времени. Неужели это не понятно!? Потому мы их продвигали и будем продвигать. «Беларусбанк» будет делать все, чтобы поставленную государством задачу решить.

Лариса Петрова,

газета "Рэспублiка", 4 февраля 2010 года