СМИ о банке
11.11.2009

Безналичные платежи: быстро, просто, удобно ("Советская Белоруссия", 11.11.2009)

Безналичные платежи: быстро, просто, удобно

 

Пластиковые карточки появились у нас в начале 90-х годов. Первый банкомат - немногим позже, в 1996-м. Воспринимался он поначалу как аналог сейфа с наличными и использовался для снятия денег со счета. Сегодня около 7 миллионов жителей Беларуси плохо представляют себе жизнь без электронного кошелька. С его помощью можно оплатить покупки, коммунальные услуги, телефон, газ, свет, воду. Очень скоро без маленького кусочка пластика с чипом или с магнитной полосой будет невозможно не только банковское дело, но и развитие современного общества. В этом убежден заместитель председателя правления ОАО «АСБ Беларусбанк» Сергей Писарик. И готов рассказать нам о том, какие новинки для владельцев карт-счетов готовит крупнейший банк страны. А также: почему при всем удобстве карточек еще неоправданно высока доля наличного денежного оборота и достаточно ли надежны наши банкоматы?

 

- Сергей Павлович, одну из главных проблем на пути расширения безналичных платежей банкиры обычно формулируют так: не хватает терминалов для расчета пластиковой карточкой в магазинах, мастерских службы быта, на рынках, автовокзалах. Вы согласны?

- Есть такая проблема. В качестве аргумента приведу цифры. Существует международный стандарт количества карточек, приходящихся на единицу платежной инфраструктуры: банкоматов, инфокиосков, терминалов. И если по развитию сети банкоматов мы достигли мировых стандартов (2600 карточек на 1 банкомат), то по уровню обеспечения терминалами предприятий торговли и сервиса пока отстаем.

Многие считают, что это задача только банков. Забывая, что несколько лет назад в стране была принята государственная программа по расширению безналичных платежей, которая определила участников - банки, предприятия торговли и сферы обслуживания. Дело для государства важное: меньше наличности - сокращаются затраты на обслуживание денежного оборота, финансовые потоки становятся прозрачны, повышается финансовая грамотность населения. В конце следующего года будем подводить итоги: удалось ли довести долю безналичных расчетов до 30 процентов?

Пока, к сожалению, - нет. Доля безналичных расчетов с использованием карточек в общей сумме расходных операций по карточкам в сети «Беларусбанка» достигает 16 процентов, в целом по банковской системе значительно меньше. Хотя количество безналичных операций в обороте - уже около 50 процентов. Странно? На самом деле все объяснимо: большую часть крупных и дорогостоящих покупок наши граждане делают на рынках за наличные. Иными словами, обновив к сезону свой гардероб на рынке, вы потратите больше, чем, если будете полгода отовариваться по карточке в супермаркете, приобретая продукты питания.

Но мы с оптимизмом смотрим на перспективы. И основания тому - совместное постановление Правительства и Национального банка по расширению использования пластиковых карт в расчетах,  принятое  в июле нынешнего года. Оно обязывает предприятия торговли с оборотом свыше 15 тысяч базовых величин (для сферы услуг - 7,5 тысячи базовых величин) или площадью от 650 квадратных метров, установить платежные терминалы в течение двух лет. Что радует, отношение директоров магазинов к продвижению безналичных платежей меняется. Уже практически никто не воспринимает это в штыки. Приходит понимание значимости данного проекта.

С удовлетворением хочу отметить, что в нынешнем году мы хорошо поработали с Белкоопсоюзом, до конца декабря в 2,5 тысячах магазинов системы потребкооперации в деревнях, во всех райцентрах будут установлены терминалы. Также принимаем активное участие в оснащении платежными терминалами агроусадеб. Еще 70 инфокиосков появятся в стране до конца года.

 

- За что сейчас можно рассчитаться карточкой и какие платежи «безналом» станут доступны в ближайшем будущем?

- «Беларусбанк» предлагает широчайший спектр безналичных операций. Пластиковой карточкой банка можно провести коммунальные платежи, оплатить домашний и мобильный телефоны, эфирно-кабельное телевидение, охрану, налоги, содержание ребенка в детском саду и занятия в кружках, вступительные паевые взносы при строительстве жилья, золотые слитки, услуги Интернет-провайдеров, погасить кредиты, выданные «Беларусбанком», или пополнить вкладной счет. Причем для осуществления ряда платежей необязательно ходить в отделение банка. Мы активно развиваем такие услуги, как SMS-банкинг (сервис, позволяющий управлять своим карт-счетом при помощи SMS-сообщений, отправленных на номер 611) и М-банкинг (сервис, позволяющий пользователям SMS-банкинга управлять своим карт-счетом с помощью графического меню java-приложения, установленного в мобильном телефоне). Пользователей данных услуг свыше 400 тысяч.

В этом году «Беларусбанк» реализовал ряд интересных новых проектов. Держатели карточек получили возможность приобретать билеты на пригородные и междугородние автобусные рейсы в инфокиосках банка, расположенных в г.Минске. Скоро такая же возможность появится у жителей других регионов. Банком совместно с одним из операторов мобильной связи предложен сервис «Автооплата». Это очень удобно. Как только баланс лицевого счета достигает минимального значения происходит автоматическое списание денежных средств с карт-счета клиента на счет указанного номера телефона. В августе текущего года «Беларусбанк» совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь реализовал проект по приему налоговых платежей в инфокиосках банка. Всего порядка тридцати разновидностей оплат.

В ближайшее время ОАО «АСБ Беларусбанк» предложит своим клиентам оплату услуг страховых компаний в инфокиосках банка, получение «Минивыписок» в банкоматах и инфокиосках.

Один из самых новых перспективных наших проектов - оплата держателями карточек банка покупок в сети интернет, так называемый эквайринг. На форумах нас часто упрекали: мол, почему тянем с таким нужным и важным делом? Объясню. Не все так просто. Мы постарались обеспечить максимальную безопасность для клиента. Если коротко: заплатив Интернет-магазину, держатель карточки «Беларусбанка» должен быть уверен, что получит тот товар, который заказал. Опыт показывает, что в виртуальной торговле случается всякое: и привозят не то что надо, а то и вообще ничего не привозят. К концу года мы завершим проверку магазинов, с которыми намерены сотрудничать, и сразу уведомим своих клиентов о новых возможностях. И тогда обратившись в рекомендованную торговую организацию, вы сможете, не выходя из дома, заказать и оплатить товары через сеть интернет.

 

- Кстати, нынешним летом произошло несколько серьезных сбоев в работе банкоматов. Люди довольно продолжительное время не могли получить доступ к карт-счету. Если количество безналичных платежей будет расширяться, не подведут ли нас банкоматы и инфокиоски?

- Любая техника может ломаться. Причины различны: техническая неполадка, временное отсутствие энергоснабжения и др. Наша задача: сделать так, чтобы происходило это как можно реже и устранялось как можно быстрее. В текущем году длительный выход из строя банкоматов на территории Беларуси был обусловлен техническим сбоем в программно-аппаратном комплексе «Банковского процессингового центра», управляющем сетью банкоматов и терминалов девяти банков страны. После чего был проведен тщательный анализ причинно-следственных связей с привлечением независимых экспертов, разработан и утвержден план мероприятий, реализация которого снизит вероятность чего-либо подобного впредь.

К слову, наряду с международными стандартами по количеству карточек на один банкомат, для них есть и общепринятые нормы работоспособности: 92 процента времени аппарат должен находиться в режиме обслуживания клиентов. У нас этот показатель - 97 процентов. Условно говоря, из возможных 24 часов банкомат готов к работе 23 часа и 20 минут. Этот показатель мы удерживаем более 3 лет. Зарубежные специалисты поначалу очень скептически относились к нашей статистике, однако, ознакомившись поближе, даже берут некоторые наши мероприятия по организации работы на заметку. А секрет на самом деле прост: у нас очень жесткий мониторинг состояния банкоматов и регламент восстановления работоспособности.

 

- Не кажется ли вам, что для повсеместного использования карточек в расчетах только наличия банкоматов и терминалов недостаточно. Нужно еще и повышать финансовую грамотность людей, обеспечивать консультирование. Ведь далеко не все у нас с техникой на «ты».

- Для всех подразделений нашего банка - это одна из важнейших на сегодня задача. В большинстве отделений есть консультанты, которые помогут разобраться с принципом работы инфокиоска, банкомата, как провести платежи. Перевести основные коммунальные расчеты в безналичную форму - одна из основных целей. Иначе мы никогда не избавимся от очередей: невозможно бесконечно увеличивать штат сотрудников, нельзя раздвинуть стены отделений банков. Очень хотелось бы также, чтобы и граждане были более внимательны. Читали наши памятки, инструкции, договоры. Тогда у них не возникало бы многих проблем. Мой совет: в любой проблемной ситуации незамедлительно обращайтесь к банку, выпустившему карточку. Именно он должен выполнить взятые перед клиентом обязательства и в установленные сроки решить любую проблемную ситуацию.

 

- Часто люди снимают деньги с карт-счета еще и потому, что банки на остаток суммы начисляют всего полпроцента. Согласитесь, при ставках депозитов 20-22 процента годовых разница впечатляет. И те, кто привык считать каждую копейку, непременно это учтет. Будет ли меняться процентная политика банка в отношении карт-счетов?

- Мы это уже учли. С начала октября выпустили специальные сберегательные карточки, где проценты начисляются в зависимости от остатка средств на счете. Чтобы даже самые бережливые и расчетливые могли включиться в систему безналичных платежей. К слову, у нас заключен ряд договоров с торговыми организациями (до конца года их будет около 200), которые предоставляют скидки тем, кто рассчитывается за покупки карточкой. Это тоже выгодно. А еще с 15 ноября самых активных пользователей пластиковой карточки ожидает сюрприз: к новому году будет разыгрываться поездка на двоих на Олимпийские игры в Ванкувер.

Беседовала Ольга Парфянович,

газета «Советская Белоруссия»