Что стоит знать владельцу электронного кошелька. Карточный долг ("Аргументы и факты в Белоруссии", 02.04.2008)

ПЕРВЫЙ банкомат по выдаче наличных денег был установлен в 1967 в Лондоне. Пластиковых карточек пятьдесят лет назад не существовало, и для снятия денег использовались специальные ваучеры, которые надо было заранее получить в банке. Спустя несколько лет стали использовать секретный пин-код для защиты от несанкционированного доступа к банковским счетам, а первые пластиковые карточки с магнитной полосой появились в США. Сегодня электронным кошельком никого не удивишь. Но ч то делать в случаях, когда поговорить с банкоматом «по-хорошему» не получилось ?

Директор расчетного центра пластиковых карт ОАО «АСБ Беларусбанк» Анатолий Боговик советует нам, как следует себя вести в таких случаях.

Ситуация: банкомат задержал карточку

ГЛАВНОЕ, не паниковать. Некоторое время лучше находиться возле банкомата, чтобы убедиться, что карточка не возвращена. Затем следует обезопасить свой карт-счет. Для этого нужно позвонить в сервисную службу клиента, рассказать, что карточка задержана, и вы хотите ее заблокировать. Служба работает круглосуточно, ее телефон - (017) 299 25 26 (для держателей карточек «Беларусбанка»).

Есть два варианта, как вернуть карточку. На банкомате всегда указан телефонный номер сервисной службы, обслуживающей банкомат. Можно позвонить и сообщить, что банкомат изъял карточку. Предъявив паспорт, вы на следующий день в филиале, обслуживающем банкомат, получите карточку. Можно сделать по-другому: обратиться в филиал, где вы получали карточку, и сообщить о задержании карточки. Забрать переданную туда карточку можно будет уже через 2-3дня.

Банкомат задерживает карточку при троекратном неверном введении пин-кода. К сожалению, часто, получив деньги, клиенты забывают забрать карточку. Банкомат сигнализирует об этом надписью, световыми и звуковыми сигналами. Делается все возможное, чтобы клиент обратил на это внимание. И в целях безопасности карточка возвращается в банкомат через 30 секунд.

Ситуация: пользователь ошибся в наборе пин-кода, счет заблокировали

КАРТОЧКУ надо разблокировать по круглосуточному телефону - (017) 299-25-25. Клиент сообщает о желании разблокировать карту, называет фамилия и имя, а также пароль - девичью фамилию матери. Этот пароль клиент указывал в заявлении-анкете. Оператор сообщит, что карточка разблокирована, и клиент может ее воспользоваться. В этой ситуации человек должен ввести пин-код правильно с первой попытки. Если пин-код вновь введен неправильно, то карточка опять блокируется.

Ситуация: пин-код забыт

ЕСЛИ вы забыли пин-код, нужно обратиться в филиал, в котором получали карточку, и написать заявление. Выпускается новая карточка, выдается новый пин-код.

Клиенты часто звонят в банк и просят сказать пин-код, но пин-код известен только пользователю карточки! Процедура его изготовления такова, что ни один банковский работник не знает пин-кода ни к одной карточке, выданной клиентам. Четыре цифры пин-кода надо запомнить. Можно, конечно, где-то его записать и хранить в месте, о котором не забудете. Только не пишите, что это персональный код к зарплатной карточке. Грубейшая ошибка - хранить пин-код вместе с карточкой. Нельзя писать пин-код на полосе карточки для подписи. Это все равно, что хранить ключи от квартиры под ковриком. В случае утери карточки вы даете возможность, тут же снять все денежные средства с вашего счета.

Ситуация: карточка утеряна

ВАЖНО не дать возможность стороннему лицу воспользоваться вашей карточкой. Для этого необходимо провести ее блокировку, позвонив по номеру (017) 299- 25-26. Затем нужно обратиться в филиал, где вы получали карточку, и написать заявление об ее утере. В пределах 5 дней клиент получает новый ключ доступа к своему карт-счету. Перевыпуск «зарплатной» карточки стоит 10 тыс. рублей.

Ситуация: клиент забыл забрать выданные банкоматом деньги

В ПЕРВУЮ очередь призываю клиентов быть внимательными. Если вдруг вас отвлекли телефонный звонок или иное событие, и вы не успели забрать деньги в течение 45 секунд (раньше было 30), то денежные средства возвращаются в банкомат. Он помещает их в специальную сбросовую кассету и отмечает у себя в памяти, что эти деньги клиент не забрал. В этой ситуации клиенту нужно обратиться в филиал, где он получал карточку. Написать заявление о том, что произошло. Банк производит разбирательство, и деньги возвращаются на счет клиента.

Ситуация: банкомат выдал сумму меньшую (или большую), чем заказывал гражданин

БЫВАЮТ единичные случаи, когда происходит выдача не той суммы, которую заказывал держатель пластиковой карточки. В первую очередь, не нужно волноваться или прощаться с денежными средствами. В такой ситуации желательно взять чек. Процедура разбирательства упростится, если клиент будет помнить, сколько и какие купюры он получил. Далее необходимо описать произошедшее в заявлении в тот филиал, где вы получали карточку. Банк обязательно разберется, и если клиент использовал банкомат «Беларусбанка», то в течение 5 дней деньги будут возвращены на карт-счет клиента. Оборудование «Беларусбанка» работает надежно, показатель его работоспособности приближается к 100 %.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

 

Чтобы пин-код никто не увидел

ЛЮДИ всегда чувствуют, когда за ними наблюдают, такая же ситуация при наборе пин-кода. Нет ничего неудобного в том, что вы обратитесь к человеку и попросите его отойти на положенные полтора метра. Теперь вы можете вводить свой пин-код абсолютно спокойно. Кроме того, банкоматы разработаны такими образом, что пин-клавиатура находится в определенной нише. Увидеть сбоку пин-код не получится. При желании можно прикрыть одной рукой клавиатуру, а второй - вводить пин-код.

Где лучше хранить карточку, чтобы не повредить магнитную полосу?

НЕЛЬЗЯ размещать карточку в зоне магнитных полей или проводить магнитом по магнитной полосе. Это нарушит ее намагниченность и повредит, соответственно, информацию. Не рекомендуется хранить карточку рядом с холодильником. При проверке в аэропортах не рекомендуется проходить с карточкой через металлическую рамку. Магнитную полосу можно повредить, если носить карточку в заднем кармане джинсовых брюк. Не следует хранить карточку вместе с мобильным телефоном. Это не говорит о том, что карточку ни в коем случае нельзя подносить, например, к мобильному телефону. Речь идет о сильных магнитных воздействиях, но все-таки «электронный кошелек» надо оберегать. Сегодня большинство портмоне имеют специальный кармашек для пластиковых карточек.

Нужно ли заказывать выписку?

КЛИЕНТ должен следить за своими деньгами. Чеки после проведения операций в банкомате и безналичного расчета лучше брать и сохранять. Пользователи карточек могут получать выписку каждый месяц. Ее бесплатно можно получить в том филиале, где вы оформляли карточку. Отчет за месяц вам могут прислать и на электронный адрес. В конце месяца, получив выписку, нужно сверить чеки и те операции, которые указаны в выписке. Вы в полной мере сможете контролировать свои расходы, сохраните спокойствие и уверенность в обслуживающем банке.

Как рассчитываться в магазине, ресторане?

ОСНОВНАЯ задача - это безопасно провести операцию. И второе, нужно проверить сумму, которая указана в счете на карт-чеке. Она должна соответствовать той сумме, на которую вы совершили покупку. Порой клиент не обращает на это внимание, сразу вводит пин-код, ставит подпись, тем самым подтверждая, что он согласен с суммой, которая указана на карт-чеке. Когда вы платите наличными, вы пересчитываете деньги и даже знаете, сколько сдачи должен дать продавец. Здесь еще проще - вы должны убедиться, что платите 70 тыс., а не 700 тыс.

Наталья МУХА