«Бронированные» парни ("Вечерний Минск", 21.03.2007)

Инкассаторы – одна из самых таинственных профессий в мире. С невозмутимыми лицами они переносят сумки с огромными суммами денег. Корреспонденты «Вечернего Минска» познакомились с работой инкассаторов и убедились, что ноша их довольно тяжела. Причем, и в прямом, и в переносном смысле.

Деньги ваши – доставка наша

Сегодня лицензия на инкассацию в нашей стране есть у пяти банков. Это Национальный банк Беларуси, АСБ «Беларусбанк», «Белинвестбанк», «Белпромстройбанк» и «Белагропромбанк». Принципы работы инкассаторов везде практически одни и те же и сводятся к одному -- доставить в целости и сохранности деньги из одного пункта назначения в другой.

С просьбой помочь разобраться в нюансах профессии мы обратились в АСБ «Беларусбанк».

И вот мы направляемся в бронированном автомобиле к первому пункту нашего назначения – филиалу № 519 АСБ «Беларусбанк», который является единым инкассационным центром по Минску. Здесь начинают и заканчивают свой рабочий день инкассаторы. И в будни, и в выходные. 365 дней в году.

Постоянно начеку

Все люди в бригаде -- обязательно в бронежилетах, имеют рацию и оружие. Процесс инкассации подчинен строго определенному порядку и не подразумевает никаких отклонений от инструкций.

-- В том, что ты постоянно должен быть начеку, есть даже своя прелесть», -- говорит Сергей Волчок, который работает инкассатором уже почти восемь лет. Кстати, в прошлом году он стал победителем соревнования по профессиональному многоборью среди сотрудников «Беларусбанка». На вопрос корреспондента «Вечернего Минска», как семья относится к его работе, Сергей отвечает, что поначалу жена сильно волновалась. Сейчас немного привыкла, но если муж долго не позвонит, беспокоится.

Все по графику

Рабочий день инкассатора начинается с инструктажа. Среди главных правил, например, такие: инкассаторы не имеют права ни с кем разговаривать при перемещении с сумкой, отклоняться от строго определенного маршрута. Даже с милицией водитель общается только через переговорное устройство…

Каждому инкассатору в начале смены выдается боевое оружие, которое он обязан сдать по окончании рабочего дня вместе со всеми боеприпасами. Пропажа хотя бы одного патрона – это ЧП, за которым неминуемо последует самое строгое разбирательство.

Из двух специальных боксов происходит загрузка инкассаторских автомобилей сумками с деньгами. Здесь же вечером деньги в сумках и мешках выгружаются в металлические контейнеры. Кстати, инкассационные сумки сделаны из особого, очень прочного брезента, который практически не горит и не промокает. Однако у этой надежности есть и обратная сторона медали – вес. Он при полной загрузке сумки достигает 20 килограммов, мешка – до 50 килограммов.

Важен каждый рубль

После загрузки мешков и сумок в контейнеры, они едут в помещение кассового пересчета. На наших глазах кассиры ловко сортировали купюры, отбирая ветхие и изорванные, складывали и считали целые на специальных машинках. Один «корешок» состоит из ста купюр одного достоинства. Затем десять таких «корешков» помещают в полиэтиленовый пакет и – в специальный аппарат вакуумной упаковки. В полученном «кирпичике» полиэтилен плотно облегает деньги и в случае малейшего повреждения вздувается. Такая пачка сразу видна среди других. Ее распаковывают, пересчитывают заново и опять запечатывают. Кстати, на всех этапах обработки денежной массы – как бы ни были огромны суммы – пересчет денег очень точен. Казалось бы, что там пару сотен тысяч – песчинка в море, когда речь идет о миллиардах. Но это заблуждение – в банке важна каждая тысяча, и даже каждый рубль.

После того, как деньги пересчитаны, они отправляются в хранилище. К сожалению, дальше огромной металлической двери, ведущей к миллиардам, нас не пустили. А вот на пункте управления – дежурной части, откуда осуществляется связь со всеми инкассаторами, мы побывали. Здесь же примерили настоящие бронежилеты – самый легкий весит около трех килограммов. А вот размером побольше -- уже под пять. В дежурной части круглосуточно находятся дежурные инкассаторы, которые поддерживают радиосвязь со всеми банковскими спецмашинами.

Откуда в банкомате деньги?

Еще одна точка нашего маршрута – Отдел по централизованной загрузке банкоматов АСБ «Беларусбанк». Здесь деньги загружаются в специальные кассеты и уже в них, а не в сумках должны быть доставлены в один из 111 банкоматов, которые обслуживаются этим отделом. Состояние каждого банкомата отслеживается операторами, и если обнаруживается, что в каком-то из них заканчивается наличность либо возникает какая-то техническая неисправность – туда направляется бригада инкассаторов и оператор. Ни инкассатор, ни оператор в одиночку открыть банкомат не могут. Друг без друга они – никак: у одного – ключ, у другого – пароль.

Как собственными глазами убедились корреспонденты «Вечерки», взломать банкомат практически нереально: за прочной передней стенкой – бронированная дверца. Каждая кассета, готовая к загрузке, -- с пломбой. В таком же виде она находится и в банкомате.

С ветерком?

Прокатиться с ветерком на бронированном автомобиле при всем желании невозможно: окна не открываются, люк – только для эвакуации. Машина максимально приспособлена для безопасной перевозки денег. О каком-то суперкомфорте в этом «сейфе на колесах» говорить сложно.

-- Зимой здесь нормально, а вот летом не очень. Конечно, есть кондиционер, но в сильную жару даже его не хватает, особенно если учесть, что на тебе форменное обмундирование и бронежилет, -- признается инкассатор Сергей Волчок.

Внутри машины, кроме мест для сидения, а также сейфа, находится радиостанция связи с дежурной частью. В экстренных случаях, когда инкассатор вынужден открыть огонь, стреляют через бойницы – только там обшивку автомобиля можно пробить, чтобы вести стрельбу. Ни в каком другом месте «продырявить» машину невозможно.

Кстати, весит «броневичок», как ласково называют его инкассаторы – около 4 тонн. Встречаться с таким «танком» на дороге, а тем более врезаться в него – не советую.

Привилегий на дороге у инкассаторских машин нет. Единственное, разрешено останавливаться практически везде – даже возле знаков «Остановка запрещена». Это объясняется тем, что для инкассации машина должна подъехать непосредственно к дверям, к примеру, магазина.

Профессия не для всех

Стать инкассатором может далеко не каждый. Я, например, точно не могу: женщин-инкассаторов в Минске нет. Как рассказал директор филиала №519 «Беларусбанка» Николай Воронько, требования при отборе самые строгие. Во-первых, кандидат должен иметь хорошую физическую подготовку (без сдачи нормативов даже документы не примут). Во-вторых, тот, кто устраивается на работу инкассатором, должен пройти специальные тесты, разработанные психологом (разумеется, если вы, например, вспыльчивы, путь в эту профессию вам заказан). Конечно же, кандидат проверяется на предмет судимости в прошлом (запрос в МВД, КГБ). Если человек подходит по всем параметрам, он отправляется на «стажировку». Вначале ездит на инкассацию с наставником. Затем сдает зачет специальной комиссии и только потом становится полноценным сотрудником.

Стой! Стрелять буду!

В рейтинге самых опасных профессий работа инкассаторов, конечно, среди первых. К счастью, в нашей стране ситуация довольно спокойная, а вот в соседней России нападения на инкассаторов – не редкость. Причем, преступления порой совершаются серьезные и очень дерзкие.

К примеру, в Москве в июле 2005 года было совершено сразу несколько разбойных налетов. В Олсуфьевском переулке у входа в филиал «Внешпромбанка» преступники расстреляли из автоматов двух инкассаторов, которые выходили из здания с деньгами. Один из них был убит на месте, другой тяжело ранен. Преступники забрали мешок с миллионом долларов и скрылись на черной «Волге».

Через несколько дней произошло еще одно нападение. Один из инкассаторов частного охранного предприятия попросил водителя остановить машину у ларька с газированной водой. Когда он вышел, внезапно появились люди в масках, оглушили его, затем шофера. Перетащили в свою машину мешки с 9 миллионами рублей и уехали.

Еще через неделю на одном из московских шоссе инкассаторскую машину на дороге «подрезал» автомобиль с транзитными номерами. Из него вышли трое неизвестных и стали с растерянным видом осматривать повреждения. Водитель-охранник тоже хотел было выйти из машины, чтобы решить проблему. Неизвестные затолкали его обратно, сели в инкассаторский автомобиль и уехали. Через несколько километров они выбросили инкассаторов и скрылись с 8 миллионами рублей.

Нападение на улице Короля

В Минске один из самых известных случаев нападения на инкассаторов (к счастью, закончившийся благополучно) произошел весной 2001 года. О нем нам рассказал заместитель начальника службы инкассации ОАО «Белинвестбанк» Михаил Шубкин. На инкассатора Дмитрия Нечаева в коридоре негосударственного Института правоведения напали двое неизвестных. Так и не сумев вырвать у мужчины сумку с деньгами, они затолкали его в пустую аудиторию и приковали наручниками к батарее. Но Дмитрий ухитрился сообщить о ЧП по радиостанции. Преступники, услышав это, бросились бежать в разные стороны. В это время старший бригады поспешил на выручку коллеге. Увидев одного из преступников, сделал предупредительный выстрел в воздух. Вместе с водителем они задержали злоумышленника (им оказался студент этого вуза) и заперли его в сейфе в машине. Второй злоумышленник скрылся.

Совершенно очевидно, что безопасность работы инкассаторов всегда зависит от беспрекословного соблюдения ими инструкций, а правильное реагирование в чрезвычайных ситуациях резко повышает шансы на благоприятный исход. И все же пожелаем нашим (да и всем другим) инкассаторам поменьше чрезвычайных ситуаций, когда нужно проявлять смелость и отвагу. Пусть их работа будет без происшествий, а семьи всегда спокойны за своих родных.

Татьяна КОРОЛЕВА ("Вечерний Минск", 21.03.2007)