Интервью с руководителем
11.11.2019

Виктор Ананич: Мы должны быть лидерами цифровизации в стране. Интервью с председателем правления газете «Белорусы и рынок»

Председатель правления ОАО «АСБ «Беларусбанк» Виктор АНАНИЧ рассказал «Белорусы и рынок», как живет крупнейший банк страны сегодня и на что он нацелен в перспективе.

— Как вы оцениваете итоги деятельности банка в уходящем году? Каковы ключевые показатели «Беларусбанка»: динамика активов, прибыли, рентабельности?

— В этом году, как и в предыдущие годы, работа банка идет по одобренной главой государства стратегии развития. Мы занимаем лидирующие позиции по основным бизнес-направлениям: 41 % ресурсной базы банковской системы и 47 % требований банков к экономике. Все заложенные ключевые показатели выполняются. За девять месяцев 2019 года прибыль составила 327 млн руб, на 15 % больше, чем за аналогичный период 2018-го. Рентабельность капитала — 11 % (на 2020-й запланировано 11,5 %), а ведь еще несколько лет назад данный показатель не превышал 7—8 %. Обеспечили эффективное управление затратами – costtoincome снизился и составил 44,8 % (план на 2020 год — не более 48 %). Данный уровень — самый низкий в банковской системе. Кроме того, добились значительного роста комиссионной прибыли - ее доля в операционной прибыли достигла почти 20 %, и на фоне падения маржинальности это очень важно. Сегодня размер кредитного портфеля корпоративных клиентов банка составляет 15,5 млрд руб.

— Исходя из цикличности мировой экономики, многие аналитики и экономисты предсказывают кризис в 2020—2021 годах. В этой связи насколько прочны и диверсифицированы позиции банка?

— Политика банка в вопросах управления активами и пассивами довольно взвешенна. У нас один из самых высоких уровней их диверсификации — мы не кладем все яйца в одну корзину. При этом у «Беларусбанка» максимально возможный для страны кредитный рейтинг, что дает свободный доступ к внешнему фондированию. Капитал банка, размер которого существенно превышает минимальный уровень требований, также создает комфортную подушку безопасности. Кредитный портфель распределен по всем отраслям экономики, что повышает уровень устойчивости банка к секторальным шокам.

— Каковы основные тенденции развития банковской системы страны и по каким позициям финансовые учреждения отстают от своих зарубежных конкурентов?

— На развитие банковской системы влияет снижение процентной маржи вследствие понижения ставок по кредитам. Банки стараются сохранить рентабельность путем развития транзакционного бизнеса и роста комиссионных доходов. Посему на первый план выходит борьба за клиента: банки стараются наполнить свои пакеты различными сервисами, в первую очередь цифровыми. При этом они конкурируют не только друг с другом, но и с финтехкомпаниями. В результате банки смещают бизнес-фокус, отходят от традиционной модели, цифровизируют свой бизнес, в том числе благодаря объединению с сервисами, предлагаемыми финтехкомпаниями, и постепенно становятся финансовыми маркетплейсами.

— Разговоры об угрозе для банков со стороны финтехкомпаний поутихли. Как вы думаете, почему?

— Финтехкомпании заставили многие банки задуматься и меняться активнее, ведь здоровая конкуренция еще никому не мешала. Однако у банков есть преимущество: у них огромная база данных о клиентах, и ее грамотный анализ позволяет понять, что еще можно предложить клиенту в рамках концепции lifestylebanking — поддержки в любой фазе его жизни.

— Каковы цели «Беларусбанка» на ближайшие год-два? На каких направлениях и видах деятельности будет сделан акцент?

— Мы идем вперед согласно стратегии развития на 2018—2020 годы, одобренной Президентом, выполняем и перевыполняем заложенные в ней показатели. Видим себя лидером (каковым всегда являлись) кредитования экономики страны и населения, будем наращивать потребительское кредитование, не уходим из кредитования жилья, серьезно занялись диверсификацией корпоративного кредитного портфеля.

Если раньше мы выполняли, по сути, функции Банка развития (все госпрограммы шли через «Беларусбанк»), то сегодня уверенно стали работать в зоне коммерческого кредитования. Показатели у нас не снизились, к тому же мы существенно прибавили в объеме кредитования малого и среднего бизнеса, после того как четыре года назад приняли стратегическое решение развивать данный сегмент. На 1 сентября 2019-го доля банка в этом сегменте составила почти 20 % (на 1 января — 18 %). Общий объем кредитной задолженности МСБ — почти 2 млрд рублей. В текущем году банк выдал 1,3 млрд рублей кредитных средств на поддержку бизнес-инициатив, притом что в аналогичном периоде прошлого эта цифра составила 900 млн.

Ставка по кредитам для инновационных продуктов — от половины ставки рефинансирования. Мы понимаем, что это очень низкие ставки для банка, но мы растим клиента, который в дальнейшем станет нашим партнером. Меня радует, что, заместив госпрограммы коммерческим кредитованием, уверенно выйдя на этот рынок, банк нашел себя.

Что касается кредитования МСБ, то успешно реализуется как собственная программа поддержки данного сектора, так и активное сотрудничество с другими финансовыми организациями. В рамках соответствующего совместного проекта мы подписали меморандум с Банком развития. Подписав соглашение с Европейским инвестиционным банком на 25 млн долларов, привлекли внешние кредитные ресурсы и полностью освоили эти средства.

Сегодня мы на пороге заключения нового соглашения с ЕИБ — на 85 млн долларов. На эти деньги уже набрали пул малых и средних предприятий, то есть не привлекаем иностранное фондирование, не зная, куда будем вкладывать эти денежные средства. Благодаря тому, что в банке сформирован пакет услуг для МСБ, расширен доступ к финансированию, усовершенствованы его механизмы, модернизирована линейка банковских продуктов, спрос на кредиты велик.

Кроме того, «Беларусбанк» впервые в истории банковской системы страны получил от Банка развития Китая 100 млн евро несвязанного кредита.

Наше преимущество в том, что «Беларусбанк» — банк большого масштаба и имеет возможность реализовать кредитную поддержку крупного бизнеса и важных для страны проектов, в первую очередь инновационных и экспортоориентированных (ММПЗ, «Славкалий», БелЖД, БМЗ, «Гомсельмаш» и др.).

Важным аспектом остается реализация мероприятий по трансформации банка в лидеры не только по масштабам бизнеса, но и по технологичности. Будучи банком номер один в стране, «Беларусбанк» не может стоять в стороне от внедрения прогрессивных IТ-решений, реинжиниринга бизнес-процессов. Не имея, в отличие от многих других банков, материнской компании, решающей многие вопросы в этом плане, мы должны быть лидерами цифровизации в стране — таков наш четкий посыл.

Кроме того, мы меняем подходы к работе внутри банка. Когда я два с половиной года назад был назначен председателем правления «Беларусбанка», у нас было 27 балансов. Это нонсенс. Сегодня осталось 13, а к ноябрю следующего года баланс будет единым и переход на двухуровневую модель управления с формированием централизованных баз данных и информационных систем завершится.

— Еще недавно у «Беларусбанка» было более 1700 отделений. Постепенно их количество уменьшается. Каковы причины и что будет с филиальной сетью дальше?

— Исторически «Беларусбанк» присутствовал едва ли не в каждом населенном пункте. Но в век цифровизации много продуктов и услуг переходят в ДБО. Сегодня более 80 % наших клиентов пользуются этим вариантом обслуживания. Я сам в отделение не хожу, а оплачиваю все счета и выполняю другие операции с помощью мобильного телефона. Тем не менее, по моему глубокому убеждению, наряду с интернет-услугами и другими возможностями безлюдных технологий (или технологий самообслуживания), любому банку нужен живой контакт с клиентами, а клиентам — с банковскими служащими.

Активный переход клиентов в онлайн и нерентабельность многих сельских отделений требуют изменения стратегии развития. Количество отделений уменьшилось до 1300, и основная часть секвестра пришлась на сельскую местность. Но «Беларусбанк» не уходит из деревень совсем: благодаря реализации совместного проекта с «Белпочтой» отделения связи на селе предоставляют населению основной набор банковских услуг: прием платежей, заявлений на выдачу карточек, выдача кредитов, оформление депозитов. За это мы платим определенную комиссию, тем самым улучшая финансовое положение «Белпочты». И сегодня уже более 1000 почтовых отделений оказывают банковские услуги. С начала года сельскими жителями совершено уже более 4 млн операций в отделениях связи по пополнению счета, снятию средств, просмотру баланса карточки.

Кроме того, мы вышли с инициативой, и Национальный банк нас поддержал, внедрить такой инструмент, как снятие наличных в кассах торговых объектов посредством платежных карточек. С 1 января это станет возможным и снимет проблему, которая могла бы возникнуть в дальнейшем.

— Большинство кредитов на строительство недвижимости долгие годы были льготными и почти все легли грузом на «Беларусбанк». Насколько они ухудшают экономическое положение банка?

— Категорически не согласен с утверждением о грузе. Государство в полной мере компенсировало нам ту часть процентов, которые мы не брали с населения. За время реализации жилищной программы вопрос с жильем решили 530 тыс. граждан.

Сегодня изменилась схема поддержки: целевые субсидии идут не банкам, а каждому конкретному заемщику.

— Какими наградами, полученными банком, вы гордитесь больше всего?

— Каждая из них — результат эффективной и слаженной работы всей команды. Профессиональные (например, международное признание наших заслуг) важны, мы получаем их заслуженно, но я отметил бы социальную премию «Горящее сердце». Банк получил эту награду за реализацию социально значимых благотворительных проектов «Мост в будущее» и «Родительский дом» в рамках корпоративной социальной ответственности. Это подтверждает тот факт, что бизнес и ориентация на прибыль не все, чем живет банк. Мы осознаем всю степень ответственности банка номер один, поэтому дорожим и своей репутацией, и международными рейтингами.

— Каким вы видите «Беларусбанк» через пять лет?

— Четвертая индустриальная революция направлена на тотальную цифровизацию и роботизацию процессов. К банковской сфере такая позиция тоже применима. Поэтому одной из основных задач банка на ближайшие годы остается цифровая трансформация, а также переход от традиционного банка к цифровому, что, в свою очередь, позволит выйти на новый уровень конкурентоспособности, укрепить имидж лучшего банка для населения и бизнеса.

«Беларусбанку», как крупнейшему финансово-кредитному институту страны, важно не только удерживать лидирующие позиции за счет имеющейся инфраструктуры, технических возможностей и обширной клиентской базы, но и постоянно совершенствовать бизнес-процессы, программное обеспечение и каналы коммуникации с клиентами для достижения еще более высоких результатов.

// || F::getRealIP() == "10.200.10.145"