«Легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно»

Жизнь по Кодексу

Клятва Гиппократа, Бусидо (кодекс самурая), Авиационный Кодекс. Сегодня собственные своды правил и морально-этических норм поведений имеют не только профессиональные союзы, но и конкретные компании. Свой профессиональный Кодекс есть у Microsoft и Google, Apple и Amazon. С 2001 года собственный Кодекс профессиональной этики действует и в «Беларусбанке». В апреле нынешнего года он претерпел изменения и был утвержден в новом виде. О том, зачем сотруднику банка придерживаться Кодекса, какие сферы он регулирует и какие корпоративные ценности лежат в его основе рассказал Председатель Правления банка Сергей Писарик.

писарик_Сергей Павлович, Кодекс профессиональной этики работников «Беларусбанка» стал первым подобным документом в отечественной банковской сфере. Чем была продиктована необходимость его разработки?

— Действительно, в этой области, как и во многих других, банк стал первопроходцем. Лишь спустя 2 года собственный Кодекс был утвержден в Национальном банке. В начале «нулевых» активно закладывался фундамент современной банковской системы, проходила своеобразная самоидентификация сотрудников и осознание ими себя в качестве банковских служащих. Вместе с тем уже тогда «Беларусбанк» взаимодействовал с зарубежными партнерами, и чтобы эти отношения строились «на равных», нужно было соответствовать высоким стандартам. О компании судят по тому, как ведут себя ее сотрудники даже вне рамок работы. Тогда назрела необходимость в создании документа, который бы определил основные корпоративные банковские ценности, этические нормы и правила профессионального поведения сотрудников ОАО «АСБ Беларусбанк». Им стал Кодекс профессиональной этики. В его создании принимали участие многие коллективы структурных подразделений банка. Спустя десятилетие (в 2010 и 2012 годах) в Кодекс вносились актуальные дополнения. В конце концов назрела необходимость переработать документ более основательно, ведь многое изменилось, банк трансформировался в холдинг. Так, в апреле 2016-го новый Кодекс был согласован Правлением банка и утвержден Наблюдательным советом.

Сегодня многие компании используют корпоративные кодексы поведения для повышения эффективности управления и поддержания репутации. В нем описываются моральные обязательства компании по отношению к своим сотрудникам, клиентам, обществу в целом, а также ожидания компании в отношении сотрудников. С этих позиций, какова роль и назначение Кодекса работника банковского холдинга? В каких случаях он может быть применен?

— Наш Кодекс в первую очередь призван повысить уровень ответственности и эффективности выполнения сотрудниками банка своих должностных обязанностей и, соответственно, уровень корпоративной культуры в целом. Знание и соблюдение сотрудниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной этики и служебного поведения. Последнее влияет на развитие карьеры сотрудников, учитывается при назначении на должность руководителя. Что касается применения Кодекса, то он сопровождает специалистов банковского холдинга с первого дня их приема на работу. Его нормы и постулаты лежат в основе концепции качества обслуживания наших клиентов, фирменном стиле, учитываются при разрешении спорных и конфликтных ситуаций. Кодекс формирует имидж работника банка: начиная с того, как он выглядит, и заканчивая тем, что и как он говорит.

Положения Кодекса распространяются на всех работников «Беларусбанка», его унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ и их унитарных предприятий. Особая ответственность за его соблюдение лежит на руководителях, поскольку их долг — подавать пример безупречного поведения и поддерживать в коллективе атмосферу открытого общения, в которой приверженность принципам этики является приоритетом в любой ситуации.

Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. «Беларусбанковский» Кодекс такой?

— На самом деле кодексы призваны решать самые разные задачи. Одни — используются, чтобы продемонстрировать, что конкретная группа людей является профессией. Другие — провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике. Третьи — носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых — это исключение из состава профессии. И наконец, существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения. К их числу относится и наш.

В его основе лежат миссия и ценности банка: высокий профессионализм, уважительное отношение к клиентам и коллегам, строгое соблюдение требований законодательства и внутренних политик банка, неприемлемость коррупции и любых других незаконных действий.

В конце концов, Кодекс — это еще и имидж. Его наличие говорит о серьезности организации и ее намерений в отношении сотрудников, клиентов, партнеров.

Джеймс Боумен, издатель книги «Границы этики в общественном управлении», выделяет три признака удачного Кодекса профессиональной этики: он обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм. На Ваш взгляд, соответствует ли этим признакам Кодекс профессиональной этики работников банковского холдинга?

Со времен Хаммурапи, Моисея и Гиппократа законодатели и исполнители исходили из того, что «легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно». Кодекс профессиональной этики как раз и призван рассказать сотруднику, как он должен действовать в различных условиях и ситуациях (в общении с коллегами, клиентами, партнерами), чтобы соответствовать званию «работник банковского холдинга», не подрывать десятилетиями зарабатываемые имидж и репутацию банка. Наш Кодекс не содержит каких-то невыполнимых и нереальных требований. Одной из задач его разработчиков были максимальная приближенность документа к реальной жизни, выполнимость всех правил и норм. Наконец, самое главное, что должен понимать каждый сотрудник банковского холдинга — это то, что, даже покидая стены рабочего офиса, все мы остаемся представителями «Беларусбанка». От нашего позиционирования самих себя зависит отношение к банку в целом.