Интервью с руководителем
12.07.2016

Облигации выходят в сеть

Лукашенко М.В«Беларусбанк» разработал качественно новый для нашей страны продукт — бездокументарные облигации, которые можно приобрести через Интернет-­банкинг (Интернет-­облигации). Впервые клиенты получат возможность, не выходя из дома, в режиме 24/7/365 инвестировать денежные средства в надежный банковский инструмент без комиссий и посещения банка.

О том, чем еще может быть интересен клиентам новый продукт, рассказывает директор департамента инвестиций и ценных бумаг Маргарита ЛУКАШЕНКО.

 

— Маргарита Владимировна, белорусский рынок ценных бумаг достаточно консервативен. Чем продиктовано решение разработать новый продукт?

— Действительно, рынок ценных бумаг отличается высокой степенью инертности в части внедрения новых технологий. Например, в отношении такого популярного инструмента фондового рынка, как облигации, у банков существует «традиция»: для физических лиц они эмитируются в основном в документарной форме, а для юридических лиц — в бездокументарной. Документарная технология эмиссии облигаций для населения получила широкое распространение в банковской среде еще с 2004 года, когда «Беларусбанк» первым из банков предложил рынку этот инструмент привлечения денежных средств физических лиц. Это и понятно: специальный бланк облигации с множеством степеней защиты, который можно взять в руки, вызывал доверие и ощущение надежности.

Но меняются времена, а с ними и психология клиентов, у которых уже сформировалась привычка не только к безналичным, но и к виртуальным деньгам. Поэтому настал момент видоизменить и такой популярный у населения инструмент инвестирования, как облигация.

 

— Чем бездокументарные облигации принципиально отличаются от документарных?

— Как понятно уже из их названия, такие облигации существуют не в физической (бумажной) форме, а в виде записей на счетах (по аналогии с безналичными деньгами). Эти персонифицированные счета, на которых учитываются не деньги, а бездокументарные ценные бумаги, называются счетами «депо» и ведутся специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию, — депозитариями.

Таким образом, продажа бездокументарной облигации заключается не в физической передаче бумажной облигации клиенту, а в зачислении ее в электронном виде на его счет «депо». Факт владения клиентом облигацией подтверждается выпиской по счету «депо», выдаваемой депозитарием.

Бездокументарная форма по сравнению с бумажной имеет одно неоспоримое преимущество: такую облигацию невозможно потерять или утратить в результате кражи, что периодически случается с нашими клиентами — владельцами документарных облигаций.

 

— Выпускал ли кто­-нибудь из белорусских субъектов хозяйствования бездокументарные облигации для населения?

— Одним из первых эмитентов, предложивших населению подобные облигации, стало Министерство финансов Республики Беларусь. С середины 2015 года в размещении постоянно находится несколько выпусков государственных бездокументарных облигаций.

 

— Как клиенты восприняли их?

— В целом — хорошо. Частных инвесторов привлекают ставки, установленные по государственным облигациям, однако непривычными пока являются некоторые особенности бездокументарных облигаций и биржевых сделок с ними: в частности, необходимость уплаты дополнительных комиссий биржевому брокеру и депозитарию.

Однако нельзя сказать, что эти особенности снизили интерес общественности к данному инструменту — государственные бездокументарные облигации размещаются достаточно хорошо. Хотя, конечно, многое зависит от доверия граждан к эмитенту облигаций.

 

— Какие приоритеты повлияли на разработку банком собственного продукта (Интернет-­облигаций)?

— «Беларусбанк» на хорошем счету у инвесторов. И мы стараемся не только оправдывать их ожидания, но и в некотором смысле предвосхищать желания. Создавая новый продукт и технологию его продажи, мы старались исключить недостатки, присущие государственным бездокументарным облигациям, и максимально упростить для клиента процесс заключения сделки.

Без сомнения, на данный момент Интернет-­облигации в этом отношении — самый передовой продукт.

 

— Каковы основные преимущества Интернет-­облигаций «Беларусбанка»?

— Банк разработал совершенно новую дистанционную технологию продажи бездокументарных облигаций, не требующую от клиента посещения банка и уплаты комиссий. Процесс организован таким образом, чтобы обеспечить клиентам сервис, позволяющий не только дистанционно приобрести бездокументарные облигации «Беларусбанка», но и увидеть их на своем счете «депо» прямо в системе «Интернет-­банкинг». Для этого депозитарий банка без присутствия клиента обеспечит открытие счета «депо» и зачисление на него приобретенных облигаций. Все указанные операции осуществляются бесплатно.

Купить Интернет-­облигации сможет любой желающий. Для этого достаточно подключить услугу Интернет-­банкинг для своей платежной карты «Беларусбанка», что также можно сделать дистанционно на сайте www.ibank.asb.by.

Учитывая тенденции спроса на облигационном рынке, первыми к размещению через систему «Интернет-­банкинг» банк предложит Интернет-­облигации, номинированные в долларах США. Причем хочу обратить внимание, что для их приобретения не обязательно быть владельцем валютной платежной карты банка — оплатить валютные Интернет-­облигации можно и с карты в белорусских рублях.

 

— Что можно сказать о доступности нового продукта для розничных инвесторов? Например, номиналы бездокументарных облигаций Министерства финансов Республики Беларусь, размещаемых в настоящее время, составляют 1000 и 5000 долларов США.

— Для дебютного выпуска Интернет-­облигаций «Беларусбанка» выбран номинал, максимально удобный и доступный для всех категорий частных инвесторов — всего 100 долларов США. Это значительно меньше даже минимальных номиналов документарных облигаций самого банка. Снизить порог инвестирования в этом проекте банку позволила бездокументарная форма Интернет-­облигаций и практически «безлюдная» технология их продажи.

 

— По какой цене будут продаваться Интернет-­облигации?

— Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность облигаций в бездокументарной форме: как правило, их продажа клиентам, в отличие от бумажных облигаций, осуществляется не по номиналу, а по цене, равной текущей стоимости облигации. Текущая стоимость — это сумма номинала облигации и накопленного по ней дохода на день совершения сделки. То есть каждый день Интернет-­облигация становится дороже на сумму процентов, «накопившихся» за предыдущий день. При этом в день выплаты дохода все владельцы Интернет-­облигаций получат одинаковую сумму дохода на одну облигацию по ставке, определенной в Проспекте эмиссии облигаций, за весь истекший процентный период.

 

— Как будет осуществляться выплата процентного дохода по ним?

— Условия выплаты дохода по Интернет-­облигациям стандартны — 1 раз в 3 месяца. При этом сам процесс получения дохода не потребует от клиентов никаких физических действий — в день выплаты банк самостоятельно зачислит причитающуюся клиенту сумму на указанный им счет. Аналогично будет осуществляться и погашение облигаций.

Важно отметить, что новый продукт, помимо инвестиционной привлекательности, обладает еще одним немаловажным преимуществом — он экономит личное время клиента, а это, как известно, тоже деньги.

 

— На каких клиентов рассчитан этот продукт банка?

— Прежде всего, на тех, кто не любит тратить время на посещение банка и стоять в очередях. Как правило, такие клиенты одновременно являются и наиболее финансово активной частью населения, так что мы прогнозируем поступательный рост популярности Интернет-­облигаций.

 

— Маргарита Владимировна, а вы сами планируете купить Интернет-­облигации банка?

— Конечно. Невозможно адекватно судить о качестве новой технологии, пока не попробуешь ее на себе. И, кроме того, это действительно инвестиционно привлекательный продукт.