Интервью с руководителем
25.04.2015

Эволюция приоритетов: банки заинтересованы в сотрудничестве с малым и средним бизнесом

За последнее десятилетие количество корпоративных клиентов «Беларусбанка» выросло более чем в два раза. Сегодня в банке обслуживается около 90 тыс. субъектов хозяйствования различных отраслей, форм собственности и масштабов бизнеса. О том, как изменились потребности банковских клиентов за последнее время, какие решения в нынешних непростых условиях предлагает юридическим лицам старейший банк страны и что ждет сектор корпоративного банковского бизнеса Беларуси, рассказал заместитель Председателя Правления «Беларусбанка» Александр ПОЛИВКО.

— Александр Иосифович, в непростых условиях, которые сложились сегодня в стране, что-то изменится в работе банка с корпоративным сегментом и в предпочтениях самих клиентов при выборе банка?

— Мы понимаем, что в нынешних условиях преуспеют те участники финансового рынка, которые смогли разработать для клиентов множество решений в соответствии с их потребностями и, что также важно, научились работать с ними оперативно и четко. Клиент придет в тот банк, который предложит его бизнесу лучшее решение по скорости, структуре сделки и цене. Поэтому в «Беларусбанке» мы оптимизировали организационную структуру и бизнес-процессы, существенно изменили систему обслуживания корпоративного сегмента. Сегодня взаимодействие с клиентом происходит в единой точке по принципу «одного окна», что значительно повышает качество и оперативность, ведь порой именно эти факторы выходят для бизнеса на первый план.

Учитывая динамичность рынка банковских услуг, «Беларусбанк» поддерживает свой продуктовый ряд в актуальном состоянии и постоянно совершенствует технологии предоставления услуг. Сегодня мы готовы предоставить корпоративному сегменту полный комплекс востребованных рынком услуг, применяя конкурентную тарифную и процентную политику.

— Какие конкурентные преимущества позволяют клиентам сделать выбор в пользу «Беларусбанка»?

— Безусловно, нашим важным преимуществом, которым невозможно не воспользоваться, является развитая инфраструктура, способная обеспечить доступность банковских услуг по всех регионах и уголках республики. Наличие служб продаж в учреждениях банка позволяет «охватить заботой» каждого клиента.

Надежность, положительный опыт работы и безупречная репутация Банка, в том числе на международном рынке, позволили достичь высокой степени доверия и лояльности клиентов. Работа с корпоративными клиентами строится на принципах применения комплексного клиентоориентированного подхода к обслуживанию бизнеса, построения долгосрочных и взаимовыгодных отношений, ориентированных на перспективу.

— Как отразилась рыночная ситуация на депозитах юридических лиц? Стоит ли говорить об увеличении доверия частных компаний к банкам с государственным участием?

— Недостаточность ликвидности и резкое изменение курса белорусского рубля к основным валютам вынуждают банки активнее привлекать пассивы на внутреннем рынке, и все это неизбежно приводит к росту ставок по депозитам.

При выборе банка, думаю, доверие клиента играет решающую роль. В свете последних событий на финансовом рынке Беларуси вполне можно предположить, что депозиты будут перетекать в банки с государственным участием. Для нас неким индикатором доверия служит тот факт, что средства корпоративных клиентов в «Беларусбанке» постепенно увеличиваются. Сегодня без учета средств бюджета нам принадлежит 32% рынка депозитов юридических лиц.

— Клиентами «Беларусбанка» являются крупнейшие предприятия республики, оказывающие непосредственное влияние на ее экономику. Тем не менее, банк открыто заявляет об оказании содействия развитию малого и среднего бизнеса…

— Банк всегда стремился стать надежным партнером для любого клиента, вне зависимости от объемов его бизнеса. Понимая, что малое и среднее предпринимательство является наиболее массовым, гибким и динамично развивающемся сегментом экономики, его поддержка, создание условий для ускоренного развития является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Беларусбанк оказывает всемерное содействие развитию деловой инициативы, производственного потенциала малого и среднего бизнеса за счет оптимизации продуктового предложения.

— Что «Беларусбанк» может предложить малому и среднему предпринимательству?

— Сегодня продуктовая линейка нашего банка позволяет выбрать наиболее приемлемый вариант сотрудничества. Наряду с розничной продажей услуг мы предлагаем клиентам различные варианты «пакетного» обслуживания, которые позволяют оптимизировать набор потребляемых услуг и сократить их стоимость.

Клиентам малого и среднего предпринимательства предоставляется возможность проведения расчетов посредством программного комплекса «Клиент-банк (WEB)», позволяющего оперативно осуществлять операции через Интернет без привязки к месту нахождения. Широкое распространение получил и новый мобильный продукт, который мы разработали в первую очередь для малого и среднего бизнеса — «Удаленный депозит». Это продуктовое решение позволяет дистанционно размещать в депозиты свободные денежные средства в белорусских рублях. При этом для заключения договора с клиентом применяется принцип публичной оферты. По упрощенной процедуре малому и среднему бизнесу предоставляются микрокредиты, а также лизинговые услуги.

В нашей клиентской базе доля малого и среднего корпоративного сегмента составляет свыше 70% и, действительно, работа с ним на ближайшие годы останется одной из наших приоритетных задач.  

Необходимо учитывать и тот факт, что мелкий бизнес может вырасти до среднего, а средний бизнес – перерасти в крупный… И, согласитесь, клиент, вероятнее всего, продолжит сотрудничать именно с банком, который дал ему своего рода «толчок», способствуя бизнес-росту.