Ирина Лысоковская: о деньгах, счетах и ангелах («Советская Белоруссия» 07.03.2012)

LysokovskayaЗа окном сквозь снежную непогодь упрямо пробивается весна, и, глядя на Ирину Петровну, молодую, энергичную женщину, трудно поверить, что она в некотором роде уже ветеран и старожил. И даже, могла бы мемуары писать о том, «как это было». Нет, конечно, не о синих нарукавниках счетовода и не о бойком перестуке костяшек деревянных счетов бухгалтеров. Но о том, как в банковских отделениях отдаленных сельских районов все операции обрабатывались вручную, как прохождение простейшего банковского платежа занимало до четырех дней (пешком, наверное, шел!), знает не понаслышке. Сейчас же абсолютно все операции в Беларусбанке совершаются день в день. В стране нет ни одного банка, который в таком объеме, как Беларусбанк, предоставлял бы услуги физическим лицам. И его главный бухгалтер Ирина Лысоковская заслуженно этим гордится. Плюс - обслуживание бюджета: работа серьезная и очень кропотливая, может, поэтому ее больше никто и не делает...

- Знаете, в моей оценке произошедших за последнее время перемен всегда будет присутствовать определенная степень субъективизма, - Ирина Петровна словно ставит целью развенчать миф о бухгалтерской сухости. - Я ведь работаю в Беларусбанке уже 18 лет, в центральном аппарате - 14, в должности главного бухгалтера - 10 лет. В 1994 году на моих глазах шел непростой, иной раз драматичный процесс объединения АКБ «Беларусбанк», нацеленного на коммерческие проекты, и Сберегательного банка Беларуси, традиционно работавшего с населением. Когда же все это сложилось в единый налаженный организм, тогда и произошел настоящий скачок. Нет, даже не скачок... Перемещение в иную плоскость. 

- Сегодня в уставном капитале Беларусбанка 99,99 процента - доля государства. По своим масштабам и размеру активов и капитала Беларусбанк - номер один в стране. Но каково его положение в международной системе координат? 

- Мы двигаемся в русле европейских и мировых банковских тенденций. Выстроена стройная и слаженная система, в которую входят 1801 отделение, 41 филиалов, включая областные управления, и 100 центров банковских услуг.

26 декабря нынешнего года  банку исполнится 90 лет. Но банк не стареет, он просто становится сильнее, мудрее и ярче. Возраст идет ему на пользу.

- Ирина Петровна, предшественником нынешнего Беларусбанка стал легендарный советский Сбербанк. Что, кроме славной истории, досталось вам от него в наследство?

- Здесь много и интересного, и сложного. Например, счета, открытые в 1936 году. На них уже нет остатков, но самостоятельно закрыть их банк не в праве, раз в свое время это не обуславливалось в договоре с клиентом. И таких счетов достаточно много, что составляет большой кусок работы, с которой мы постепенно пытаемся теми или иными способами справиться.

- Интересно, как подобная проблема решается в швейцарских банках?

- Примерно, так же, как и у нас. Правда, в Швейцарии для обслуживания таких счетов создано специализированное подразделение - не банковское, а государственное - куда все банки по истечении некоего периода времени передают невостребованные вклады.

Сейчас мы меняем свою  автоматизированную систему на новую, которая поможет решить ряд проблем, в том числе и хранение долгосрочной информации. Ведь у нас есть документы, которые нужно хранить 10, 25 и даже 75 лет!

Уже и сегодня в Беларусбанке налажено электронное прохождение документов внутри банка, что очень важно. Ведь объем операций огромен: если все вывести на бумаге, то только в центральном аппарате за один день соберется стопка высотой в полтора метра.

- Ирина Петровна, вы «ворочаете» миллиардами, триллионами рублей. Что для вас деньги?

- Когда-то давно опытная коллега сказала мне: есть расчетные билеты, и есть деньги. Деньги - в твоем кошельке. А на работе - расчетные билеты.

Я живу с пониманием того, что в жизни все возвращается, как закон бумеранга. О чем и стараюсь помнить и в делах, и в словах.

 

- Беларусбанк - на сколько процентов это женщины?

- На восемьдесят.

- Наверное, европейские банки выглядят в гендерном плане по-другому?

- Да. В Европе банкир - состоявшийся мужчина с сединой в волосах. Но я могу сказать: мы не только не уступаем европейским коллегам, но по ряду позиций оказываемся даже сильнее. Почему? Да все просто: ситуация вынуждает нас быть мастерами на все руки: разбираться и в международных расчетах, и в международных связях, и в автоматизации, и в юридических вопросах. Нашим клиентам до сих пор нередко требуется одновременно помощь по самым разным направлениям. А для Беларусбанка потребности клиента - закон. Я вообще убеждена: не клиент должен идти к банку, а банк - к клиенту. И, если необходимо, рассказывать ему что-то, просвещать в каких-то вопросах, информировать, консультировать. Хотя, конечно, нынешняя жизнь уже совсем другая. Вот мои дочки Настя и Лиза - им по 11 лет - умеют заплатить за мобильник пластиковой карточкой, снять деньги в банкомате.

В целом к пластиковым карточкам в стране сегодня более-менее все привыкли. Хотя остается категория людей, особенно в маленьких городках, которые всегда захотят придти в банк, принести наличные деньги, захотят поговорить, обсудить что-то с сотрудниками. Мы должны обслужить их так, что бы они остались довольны.

Сегодня из 22 тысяч сотрудников Беларусбанка более 8 тысяч работает непосредственно в отделениях с физическими лицами. Электронная очередь, универсальные и специализированные окна обслуживания, консультационная помощь - все это позволяет нашему банку оставаться активным игроком на рынке услуг населению. Банковский работник в отделении - это реальный банкир, поэтому и современные требования к нему достаточно высокие. Вплоть до того, что приходится быть психологом. Ведь клиент в банке отдает свои деньги: пусть на время, под проценты, но - отдает. Хорошо бы, сгладить возникающий негатив, например, предложить человеку что-то взять - хотя бы тот же лотерейный билет, чтобы, уходя, он что-то унес с собой. Вот такие тонкости...

Да, есть жесткое требование к банковским работникам - аккуратность, педантичность, четкость. Но из прошлого мы взяли то большое уважение к людям, умение работать с ними, которое было у прежнего Сбербанка.

- А ваши дочки представляют себе, с чем их мама имеет дело на работе?

- Представляют. Когда они были еще совсем маленькими, написали в дневнике: «Наша мама - главный бухгалтер, она приносит много работы домой, у нее даже папка не закрывается».

Они знают, что такое моя работа. Что тот же Новый год для меня - самое что ни на есть рабочее время. Причем не только 31 декабря. 1 января в 10 утра я уже на работе. Потому что 2 января, когда клиенты придут в отделения Беларусбанка, у них не должно возникнуть никаких проблем.

Я очень люблю свою работу. Хотя не могу сказать, что мечтала о ней с детства. Люди, некоторое время проработавшие в нашем банке, как бы врастают в него. Очень много для этого сделала прежний руководитель Беларусбанка, нынешний председатель Национального банка Беларуси Надежда Андреевна Ермакова, кстати, председатель Белорусского союза женщин.

 

- Какие задачи Беларусбанк ставит перед собой сегодня?

- Главная задача - быть эффективным и современным банковским учреждением, умеющим полностью решать все проблемы клиентов. Еще Беларусбанк активно готовится к выходу на международный рынок ценных бумаг, мы значительно продвинулись в международных стандартах финансовой отчетности. Надо отдать должное Национальному банку - он очень активно сориентировал банковскую систему в сторону международных стандартов. Нас учит сама жизнь. Я нередко повторяю: если результат не зависит от способа решения - это математика, а если результат зависит от способа решения - это бухгалтерия. Люди должны всегда понимать, что они делают и как.

-Значит, профессия бухгалтера творческая?

- Без сомнения.

В кабинете главного бухгалтера Беларусбанка Ирины Лысоковской много красивых комнатных растений. Но так называемого денежного дерева я среди них не увидела. Зато есть цветущие орхидеи. И еще целый сонм фигурок ангелов, плотненько, но весьма удобно расположившихся на полке шкафа. Думаю, они особенно помогают Ирине Петровне, когда она работает с сотнями благотворительных счетов, открытых нашими согражданами ради спасения чьей-то жизни, очень часто - детской. Живой зеленый цвет - фирменный для Беларусбанка. И вульгарные представления о некоей «зелени» здесь неуместны. Потому что зеленый - это сигнал светофора, разрешающий нам движение - вперед, к людям, к успеху!

Прощаясь, Ирина Петровна улыбнулась и попросила в канун Дня женщин через нашу газету поздравить всех очаровательных клиенток банка и пожелать им жизненного успеха!

Беседовала Алина Колесникова.

Фото Александра Ружечка.

 

«Советская Белоруссия» 7 марта, среда 2012 года